Top.Mail.Ru
Колонки

Без вложений, команды и инвестиций: как уйти из найма и открыть собственное агентство. Часть 1

Колонки
Виктория Аргышева
Виктория Аргышева

Сооснователь и CEO «Норм агентства», эксперт в контент-маркетинге, ментор Miranna и Women in Tech

Продолжение сюжета от 08 False 2023 Без вложений, команды и инвестиций: как уйти из найма и открыть собственное агентство. Часть 2
Анастасия Удальцова

За 5–7 лет в маркетинге, работе с текстами, продюсировании или продажах реально достичь потолка. А как развиваться через 10–20 лет? Вариант для любителей рисковать — уйти из найма и построить бизнес на своей экспертизе. 

Так в 2021 году сделала Виктория Аргышева, сооснователь и креативный директор «Норм агентства». В первой части колонки — инсайты, которые она и еще три бывших сотрудника EdTech-компаний получили в процессе открытия собственных агентств от идеи до поиска первых клиентов.
Без вложений, команды и инвестиций: как уйти из найма и открыть собственное агентство. Часть 1
  1. Колонки

 

До открытия: готовимся финансово и морально

Делаем агентство

Вывод

 


До открытия: готовимся финансово и морально


 

Шаг 1: Набрать экспертизу в одной сфере — этого правда хватит

Со стороны кажется: предприниматели разбираются во всем:

  • в финансах,
  • документообороте,
  • продажах,
  • командообразовании,
  • b2b-маркетинге,
  • нетворкинге,
  • блоггинге,
  • развитии личного бренда.

Однако на старте ни у кого нет экспертизы во всех этих сферах сразу.

Тогда какого опыта достаточно для начала? Того, за который вам платят деньги уже сейчас.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Это может быть:

  1. таргетинг,
  2. SMM,
  3. продюсирование,
  4. продажи,
  5. создание видео, аудио и текстов,
  6. маркетинговые исследования,
  7. управление проектами,
  8. работа с блогерами.

Это лишь несколько примеров. Круче всех делаете reels? На этом можно делать бизнес. Классно пишете кейсы для бизнеса? На этом тоже.

Я работала продюсером вебинаров и открыла агентство продающих вебинаров для бизнеса. 

 

Шаг 2: Зарегистрироваться

С клиентами нужно заключать договоры. На первых порах для этого хватит самозанятости и договора ГПХ. Самозанятый может получать до 2,4 млн руб. в год. Так проще оформляться и платить налоги.

ИП или ООО придется открыть, когда начнете нанимать сотрудников и брать заказы крупнее, чем на 200 тыс. в месяц. А еще стоит сразу отложить деньги на страховые взносы и на закрытие этих ИП или ООО. 

 

Шаг 3: Провести тест-драйв мечты

Этот совет я нашла в книге «Никогда-нибудь» Елены Резановой и поняла, что он работает. Тест-драйв — это период, когда вы примеряете на себя новое дело, но не бросаете старое. Так вы можете понять, как вам роль предпринимателя и стоит ли продолжать.

Вот несколько вариантов, как провести тест-драйв:

 

 

Михаил Козюлин, основатель аналитического агентства Hints


  • Начните брать фриланс или давать консультации по вашей теме, совмещайте это с работой

Зачем уходить из найма, если можно что-то делать по выходным или по вечерам? Я начал делать свой проект в феврале 2021 года, а ушел из Skyeng в августе — когда прошло почти полгода.

Поначалу можно уделять своему проекту пару часов после работы, это легко.


Читайте также: Тест-драйвы и благотворительность: как и зачем экологично решать бизнес-задачи


  • Не бросайте работу сразу, договоритесь на парт-тайм

Правда, в этом сценарии есть риск: потерять качество, а вместе с ним — доверие работодателя. Важно вовремя отследить момент, когда результаты на работе начинают проседать — это сигнал, что пора уходить. 

  • Накопите деньги и приготовьтесь, что будет непросто

Резко бросать все ради собственного дела никому не рекомендую. Даже при переходе из одного найма в другой советуют формировать подушку безопасности на полгода-год. Уходящему в свободное плавание предпринимателю она тоже нужна.

 

Илья Сабиров, сооснователь агентства Ed.Partners 


У меня была приличная подушка безопасности. Я мог не работать практически два года. Но в период создания агентства понял: даже если у тебя есть подушка безопасности, стоит вести себя так, как будто у тебя ее нет.

Действовать так, как будто ты начинаешь с нуля. Этот прыжок веры — один из ключевых залогов успеха. 


Читайте по теме: Как создать свое агентство продуктовой разработки и ежегодно увеличивать оборот в 2 раза


А эти три пункта помогут удержаться на плаву, когда агентство уже открыто: 

  • Возьмите долгий отпуск и за время отпуска попробуйте делать агентство.
  • Попрощайтесь с работодателем хорошо: чтобы можно было вернуться. 
  • Продолжайте работать с заказчиками, которые приходили к вам как к фрилансеру. 

Так делала и я первые несколько месяцев после открытия агентства.

Я отложила деньги где-то на два-три месяца. Решила, что за это время пойму, получается ли бизнес. Не получится — найду работу. Но этот сценарий так и остался «планом Б»: агентство начало приносить прибыль.

По моему опыту, идеальный плавный переход выглядит так: Наем → фриланс+наем → фриланс → агентство. 

Где проходит грань между последними двумя этапами, сказать сложно.

Думаю, где-то на фразе «Давай делать агентство». 

 


Делаем агентство 


 

Шаг 4: Рассказать миру о себе 

Возможно, вы лучший в мире эксперт, у вас самый крутой продукт, но пока потенциальные клиенты об этом не знают. Поэтому придется много рассказывать о себе:

  • пишите в соцсетях;
  • договаривайтесь о репостах с отраслевыми Telegram-каналами и блогами;
  • предлагайте колонки изданиям и публикуйте материалы на разных ресурсах — RB.RU, vc.ru, AdIndex, Cossa, Executive;
  • ходите на конференции и занимайтесь нетворкингом; встречайтесь со старыми знакомыми, которые могут быть вам полезны как клиенты и партнеры;
  • рассказывайте о своем проекте новым знакомым.

Мы с партнером благодаря присутствию в инфополе первые полгода жили на сарафанном радио, без названия агентства и без сайта.

 

Антон Миляков, сооснователь «Норм агентства» 


Когда мы начинали работать с самым первым крупным клиентом, у нас уже было четыре-пять заявок от других компаний. Все они пришли из «Нельзябука». Кому-то меня рекомендовали, кому-то я написал сам, увидев, что компании нужна моя экспертиза. 

Думаем, так произошло, потому что эта соцсеть в плане нетворкинга и поиска клиентов — один из самых теплых каналов. Там принято много читать и писать, и поэтому же удобно доказывать свою экспертность и демонстрировать, как ты мыслишь, рассуждаешь.

И даже в 2023 году этот канал продолжает работать.

Но рассказывать о себе онлайн помогает не всегда. Поэтому старайтесь еще и в офлайне знакомиться с людьми, которые могут быть полезны. После личного знакомства общение в онлайне становится более теплым и эффективным.

 

 

Михаил Козюлин


Даже если у вас еще нет бизнеса, но есть идея, важно рассказывать о ней знакомым. Возможно, они не приведут клиента сразу, но запомнят, что ты, например, можешь помочь компаниям с аналитикой.

И если они заметят, что кому-то нужны такие услуги, обязательно придут к тебе и скажут об этом. 


Читайте по теме: Бизнес-тиндер: где предпринимателю найти возможности для нетворкинга


 

Шаг 5: Найти клиентов там, где вас уже знают

Мы с партнером работали в EdTech, и найти заказчиков в этой сфере было легче всего. На основе первых заказов мы написали кейсы и начали сотрудничать с компаниями из других сфер.

 

Илья Сабиров


Чтобы найти первых клиентов:
  • Предлагайте услуги во время личных встреч.

У меня были знакомые из EdTech, я советовался с ними по рабочим вопросам. Однажды я предложил им свои услуги: поспрашивал, что им было бы интересно, и получил клиента.

Конверсия из обращения к таким людям в оплату самая максимальная. Возвращаемость тоже высокая. Первых клиентов мы получили в январе 2022 года, и они до сих пор с нами. 

  • Делайте дайджесты по вашим темам и рассылайте их.

Мы с агентством Spektr сделали EdTech-дайджест с российскими и зарубежными новостями об отрасли и рассылаем его раз в месяц. Благодаря нему собрали базу больше чем из двух тысяч контактов. Все эти люди принимают решения в своих компаниях, со многими из них с помощью дайджеста мы завязали общение.

Так к нам стали приходить клиенты. 


Читайте по теме: Работа с клиентами в B2B: что учесть, чтобы продажи давали результат


  • Пишите в отраслевые чаты.
  • Просите предпринимателей из смежных сфер рекомендовать вас своим клиентам.

 

Шаг 6: Зафиксировать результаты

Превращайте в артефакты все результаты работы:

  • пишите кейсы;
  • делайте презентации об агентстве;
  • создавайте лендинги;
  • фиксируйте цифры;
  • составляйте гайды и регламенты.

И готовьтесь показать все это клиенту. Так будет легче получить входящие заявки.

Наши кейсы клиент сразу видит на сайте: они выглядят как методички про то, как работать над похожими на наши проектами.

 

Вывод

Я на своем примере и примере знакомых предпринимателей рассказала о плане-минимум для открытия бизнеса.

Здорово, если у вас есть четкая финансовая модель, огромная команда, опыт построения десятка бизнесов и самая уникальная экспертиза на рынке. Это облегчит вам задачу.

Но если всего этого нет, это не повод откладывать мечту на потом. 

Для своего агентства нужно не так уж и много:

  • Ваша экспертиза и организаторские способности.
  • Портфолио с кейсами из разных компаний.
  • Моральная подготовка к переходу из найма в собственный бизнес.
  • Желание рассказывать миру о себе и расти.
  • Не бояться своих амбиций и идти к целям.

Все остальное поймете в процессе. А если вдруг не поймете, то тоже не страшно. Бизнес всегда можно закрыть, и никто не будет тыкать пальцем и смеяться, обещаю.

А если будет, зовите меня в комментарии!

 

Иллюстрация предоставлена автором

Фото на обложке: Shutterstock / Arthur Bargan

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

7 писем для старта
Начни бизнес с RB.RU
Подписаться