Хотите в 2019 году открыть бизнес по доставке? Вот что вам нужно знать о рынке

Денис Иванников
Денис Иванников

Председатель совета директоров «МаксиПост»

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Денис Иванников, председатель совета директоров «МаксиПост», рассказывает о том, что происходит на рынке транспортной логистики в России, и дает прогноз по его развитию.

Будучи сервисной индустрией, обслуживающей e-commerce, курьерская доставка как услуга не может похвастаться высокой маржинальностью. Однако желающих открыть свой бизнес в этой сфере всегда было и остается немало. На этот рынок также пристально смотрят и венчурные инвесторы. За последние пару лет инвестиции привлекли сервис грузоперевозок Deliver, сервис оптимизации маршрутов для доставки грузов Zig-Zag, агрегатор курьерских служб «Облачный атлас», маркетплейс для курьеров Dostavista и ряд других компаний.

В этом году в индустрию вошли непрофильные игроки. Начало тренду положил альянс ВТБ и Почты России, которые открывают «Почта Банки» в каждом отделении и строят сотни хабов по всей стране.

Следом двинулся Сбербанк, который вместе с «Яндексом» строит «российский Амазон» и альтернативный кластер перевозчиков. Недавно о запуске сервиса по доставке посылок объявил «Связной». То же самое собираются делать X5 и «Совкомбанк».

Что привлекает на рынок транспортной логистики предпринимателей, инвесторов и банкиров? Что стимулирует и тормозит его развитие? Что будет происходить с ним в ближайшей перспективе?

Повысить продажи? Легко! Сервисы от проверенных компаний в B2B-магазине Rusbase.

Стимул №1: рост e-commerce

Согласно инофрмации Data Insight, более 4/5 всей интернет-аудитории вовлечены в онлайн-экономику. 82% опрошенных за последние 12 месяцев совершали покупки в онлайне. По данным АКИТ, общий объем рынка e-commerce по итогам 2017 года преодолел отметку в триллион рублей.

Покупательская активность перемещается в онлайн с головокружительной скоростью. И дело не только в последней миле и общей смартфонизации. Меняется сам потребитель.

На покупательскую сцену выходят миллениалы, которые выросли на гаджетах и заказывают через интернет все – от мебели до еды. Для них критически важна возможность покупки товаров и услуг 24/7, а реализовать это можно только в онлайне. По прогнозам аналитиков, к 2020 году это поколение будет обеспечивать до 50% всех продаж в ритейле.

Стимул №2: рост трансграничной торговли

Отечественный онлайн-ритейл растет не только изнутри. Россияне все больше делают выбор в пользу иностранных онлайн-ритейлеров, прежде всего, китайских: доля зарубежного сегмента в общем объеме рынка e-commerce на конец 2017 года составляла 36%. Новые динамично развивающиеся площадки Pandao, Joom, Wish быстро завоевывают сердца и кошельки наших соотечественников.

В 2018 году отправления из Китая составили 94% всех международных посылок, приходящих в Россию. За несколько лет китайский трафик вырос в тысячи раз: летом 2011 года «Алиэкспресс» доставлял в Россию порядка 30 посылок в день.

Фото: Unsplash

Сегодня от него только через Почту России идет в среднем 1, 6 миллиона посылок в сутки! И еще 25% – через альтернативные каналы. Поток отправлений из-за границы увеличивается на 70-80% ежегодно. Согласно прогнозу АКИТ, по итогам 2018 года российский рынок электронной торговли достигнет 1,25 триллиона рублей, а его трансграничный сегмент – 470 миллиардов рублей.

Растет e-commerce – растет и доставка. Оформление заказа на сайте – это лишь часть процесса покупки. Товар нужно еще довезти до покупателя и взять за него деньги. По нашим экспертным оценкам, общий объем внутреннего рынка доставки в России (без трансграничной торговли) составляет на сегодняшний день более 400 тысяч заказов в сутки – это без Почты России и тех интернет-магазинов, у которых работает собственная доставка. Если с ними – то порядка 600-700 тысяч.

Стимул №3: выбор в пользу аутсорсинга

Если на заре развития рынка электронной торговли интернет-магазины, особенно крупные, стремились все, включая доставку, делать самостоятельно, то сегодня многие крупные ритейлеры отказываются от собственных курьерских служб, чтобы сосредоточиться на привлечении клиентов и борьбе за трафик. Эта функция переходит к внешним курьерским службам.

По данным Data Insight на конец 2017 года, собственная логистика интернет-магазинов составляла 42% всего рынка (включая как доставки до клиента, так и самовывоз из торговых точек или собственных ПВЗ).

И эта цифра будет уменьшаться. Подрядчиков ищут все, даже те, у кого есть внутренние курьеры. Всем нужна подстраховка.

Что эти перемены означают для логистики?

Возможности для роста и жесткую необходимость срочных перемен. Тот, кто будет работать по-старому, скоро уйдет с рынка.

Что необходимо менять и чему учиться? Очевидно, что игрокам рынка, чтобы успеть за бурным ростом электронной торговли, как внутренней, так и внешней, нужно укреплять свои позиции:

  • во-первых, наращивать инфраструктуру;

  • а во-вторых, выходить на международные просторы.  

И то, и другое – одни из самых серьезных проблемных зон в отечественной курьерской доставке.

Барьер №1: недостаточно развитая инфраструктура

На фоне бурного роста e-commerce инфраструктура доставки пока оставляет желать лучшего. Речь идет о разных вещах – маршрутизации, технологиях, новых сервисах. Рынок меняется, и логистика часто не успевает за этими переменами.

Технологии приходят в логистику с опозданием.

Так, если внутри Москвы и Санкт-Петербурга доставка next day уже давно стала нормой, то за пределами этих городов такая скорость остается недостижимой.

Транспортная магистраль до сих пор остается большой головной болью для всех участников торгового процесса:

  • во-первых, большинство перевозимых грузов являются сборными, и машина не отправляется в дорогу до тех пор, пока не заполнится целиком;

  • во-вторых, магистрали доставки в России построены не по принципу паутины, охватывающей всю страну, а по принципу «звезды», лучи которой идут из столицы. Поэтому посылку из Новосибирска в Томск сначала, скорее всего, доставят в сортировочный центр в Москве, а уже оттуда повезут покупателю.

Барьер №2: отсутствие опыта работы с международным трафиком  

Рост трансграничной торговли ставит игроков логистической индустрии перед жестким выбором: либо ты становишься глобальным игроком, либо проигрываешь. И это не амбиции, а необходимость. Переход с локального уровня на международный не всем дается легко. На текущий момент курьерские компании, которые работают с международным трафиком, можно посчитать на пальцах одной руки.

Фото: Unsplash

Для того, чтобы выходить за границу, российским курьерским компаниям нужны компетенции и средства. И того, и другого пока не хватает. Эффективно работать с китайским трафиком достаточно сложно в силу его особенностей – большого объема, низкой цены, высокой дисперсии адресов доставки и отсутствия наложенного платежа. В погоне за большим трафиком логисты часто соглашаются на низкие цены и бесплатное хранение. В итоге работа с китайскими поставщиками становится для них экономически нецелесообразной, а иногда и убыточной.

Что делать в таких условиях?

Преодолеть оба барьера достаточно непросто, особенно с учетом конкуренции со стороны Почты России, которая сегодня является главным каналом для доставки в регионы, а также международной посылочной торговли. Мощности и финансовые возможности Почты во много раз превышают мощности любого из логистических операторов. Для выхода на принципиально новый уровень нужны другие масштабы – большая разветвленная филиальная сеть, серьезная ИТ-поддержка, развитая транспортная инфраструктура.

Что делать? Во-первых, конкурировать и совершенствоваться на другой поляне, там, где у Почты нет компетенций, например, в области частичной доставки и частичного выкупа, доставки с примеркой, быстрых возвратов и так далее. Во-вторых, объединяться.

Консолидация рынка уже началась и набирает обороты. В прошлом году слились DPD и SPSR Express, сделав тем самым серьезную заявку на то, чтобы стать самым крупным конкурентом Почты России. Ранее в 2016 году TopDelivery приобрела другого отечественного игрока, компанию Maxima-Express. Boxberry купила сервис «Аксиомус». Летом 2018 года «МаксиПост» усилила свои позиции за счет покупки «Шустрого Зайца» и Logsis.

Объединение – это не только способ «нарастить мускулы», это также возможность существенно сократить расходы.

Так, например, объединенная компания «Связной/Евросеть» смогла увеличить пропускную способность логистического центра в 2,5 раза и уменьшить себестоимость логистики на 30% благодаря объединению инфраструктуры.

На самом деле, если сменить маску пессимиста на маску оптимиста, то можно все текущие сложности рынка обернуть в возможности. Рынки, которым есть куда расти, над чем работать, где есть зоны неэффективности и приложения для инноваций (а их немало), всегда на радаре у владельцев капиталов. Особенно если есть и другие обстоятельства, подогревающие их интерес. А они есть.

Первоначальная причина, которая движет всеми вновь прибывшими на рынок логистики игроками из других индустрий, – это стремление взять под контроль бурно растущую онлайн-коммерцию. А без грамотной хорошо отстроенной логистики это сделать невозможно. Будут ли они это делать сами – большой вопрос. Наиболее вероятный сценарий – это покупка больших курьерских компаний с хорошо развитой инфраструктурой. Конкуренция ВТБ и Сбербанка и других устремившихся в российскую интернет-торговлю игроков будет подогревать рынок курьерской доставки и стимулировать его к быстрому росту и консолидации.


Материалы по теме:

В нашем Instagram @rusbase сегодня есть на что посмотреть! Подписаться

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

‡агрузка...

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Digitale Москва
29 марта 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase