Top.Mail.Ru
На старте бизнеса

Стадии финансирования стартапа: от идеи до IPO

На старте бизнеса
Суворова Ольга
Суворова Ольга

Друг Rusbase

Суворова Ольга

Когда стартап получает инвестиции, то основателям приходится отказываться от части компании. Чем больше проект получает денег, тем меньше доля остается у авторов. При этом ценность доли основателей возрастает. Как правильно основателям стартапа поделить с инвесторами компанию на каждом этапе финансирования?

Стадии финансирования стартапа: от идеи до IPO

Когда стартап получает инвестиции, то основателям приходиться отказываться от части компании. Чем больше проект получает денег, тем меньше доля остается у авторов. При этом ценность доли основателей возрастает. Как правильно основателям стартапа поделить с инвесторами компанию на каждом этапе финансирования, смотрите в этой инфографике.


Рассмотрим подробнее стадии финансирования стартапа: от идеи до IPO


1. Идея

Автору идеи изначально принадлежит 100% компании, он пока единственный владелец. Когда работа над проектом началась, тогда запущен процесс создания стоимости стартапа.

2. Соучредители

Когда работа над проектом начата, то неизбежно основателю приходиться привлекать других специалистов и формировать команду. Можно нанять нужных людей, как сотрудников, но часто бывает, что на первом этапе ограничены ресурсы. В таких случаях часто основатель предлагает первым сотрудникам компании стать соучредителями, обменять часть компании на работу.

Как поделить? 20% - слишком мало? 40%? С одной стороны основателю принадлежит идея стартапа. С другой стороны соучредители будут делать половину работы, т.е. их вклад в компанию - 50%. Без них запуск проекта может не состояться и они тоже несут огромные риски.

Истинное партнерство строится на уважении. Уважение основано на справедливости. Все, что меньше, чем справедливость, развалится в конце концов. В таком случае лучше дать соучредителям 50%.

До запуска проекту все равно понадобится финансирование. Для того, чтобы идти к венчурному инвестору, желательно иметь уже работающий продукт. Возможны и другие способы инвестирования: кредиты или вложения от семьи и друзей. В последнем случае можно отдать 5% компании за «дружеские» инвестиции.

При регистрации компании в документах указываются все доли соучредителей. Также рекомендуется оставить 20% для будущих сотрудников, в скором времени это пригодится при общении с инвесторами, а также это «страховка» соучредителей от спорных решений.

3. Бизнес-ангелы

Когда до венчурного инвестирования еще далеко, а расходы на создание проекта растут вверх, нужно искать новые источники финансирования:

  1. Бизнес-инкубаторы дадут проекту не только рабочее пространство и менторов, но и инвестиции от $10 000 до $ 25 000, что соответствует 5-10% акций компании.
  2. Бизнес-ангелы могут дать больше денег, но и  их доля в стартапе будет существеннее. Например, компания была оценена в $1 млн. и бизнес-ангел согласен инвестировать $ 200,000, но это не значит, что его доля составит 20%. После его вложения денежная оценка проекта составит $ 1,2 млн, теперь необходимо разделить инвестиции после денежной оценки $ 200 000 / $ 1200000 = 1/6 = 16,7%. Таким образом бизнес-ангел получает 16,7% акций компании, или 1/6.

В таком случае все доли соучредителей будут разбавлены до 1/6. (см. инфографику). С каждой инвестицией стоимость компании увеличивается, но доля учредителей размывается. В результате автор идеи и первые сотрудники теряют контроль над компанией, поэтому поднимать инвестиции нужно, когда это действительно необходимо. 

4. Венчурные инвестиции

Когда у проекта есть работающая версия и первые пользователи, то для дальнейшего развития можно привлекать инвестиции от венчурных фондов. Их вложения должны быть от $ 500 000. Расчет доли венчурного инвестора такой же, как и с бизнес-ангелом. Так, если компания оценивается $ 4 млн., а сумма вложения $ 2 млн., то доля составит 33,3% от компании. Теперь почти треть проекта принадлежит венчурному инвестору.

И это только первый раунд, потом может быть второй и третий. Однако, любой из трех этапов может не случиться. Например, проекту не хватит средств на развитие и никто не захочет инвестировать. Либо наоборот, компания получит достаточно средств на развитие, чтобы построить бизнес-процессы и получать прибыль, то ее может приобрести более крупная компания или же она может выйти на IPO.

5. IPO

Есть две основные причины. Технически IPO – это простой способ собрать деньги, но на этот раз от миллионов обычных людей. Благодаря IPO компания может сразу же продать много акций на фондовом рынке и любой может их купить. Владельцам компании не нужно индивидуально обращаться к инвесторам и просить средства. Кроме того, все соучредители и инвесторы после IPO смогут преобразовать или продать свои акции, соответственно увеличить свою долю или получить наличные деньги. IPO – это событие ликвидности, когда доли в компании становятся легко конвертированы в денежные средства.

Существует еще одна группа людей, которые действительно хотят, чтобы компания удачно вышла IPO. Инвестиционные банкиры, как Goldman Sachs и Morgan Stanley, которые готовят документы для IPO и ищут богатых клиентов для продажи акций. Банкиры получают 7% от всех денег, что компания поднимает в IPO. Например, в инфографике показано, что на IPO компания привлекла $ 235 млн, а 7% составляет около $ 16,5 млн. (в течение двух-трех недель работы команда из 12 банкиров). 

Cтатья подготовлена на основе материала проекта Funders and Founders

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как найти кофаундера — список площадок
  2. 2 Налоговый резидент: кто это такой и что это значит?
  3. 3 Предпринимательницы и основательницы IT-стартапов встретятся на деловом свопе в Москве
  4. 4 Soft skills: что это такое и как их прокачать
  5. 5 Хочу инвестировать — с чего начать?