Top.Mail.Ru
Новости

Российский суд разрешил Burger King не платить штраф за кондиционеры

Новости
Екатерина Струкова
Екатерина Струкова

Новостной редактор

Екатерина Струкова

Московский ТРК «Европолис» остался без 31 млн рублей, которые пытался взыскать с франчайзи американского фастфуда Burger King за неправильно установленные кондиционеры, узнал RB.RU. Прежде чем предъявить штрафы и неустойки, арендодатель ждал полтора года.

Российский суд разрешил Burger King не платить штраф за кондиционеры
  1. Новости

АО «Каширский двор — Северянин», которое управляет ТРК «Европолис» (240 тыс. кв. м) в Москве, не смогло отсудить у ООО «Бургер Рус» (развивает в РФ сеть бургерных под американским брендом Burger King) 31 млн рублей за неправильно установленные кондиционеры и отсутствие бумажного проекта пожарных систем. Санкции за нарушения предполагались договором аренды. Дело рассматривал Арбитражный суд Москвы.

«Бургер Рус» арендовал в одном из крупнейших в Москве ТРК на Проспекте Мира, 211 помещения площадью около 100 кв. м с 2010 года. В 2022-2023 годах истец в ходе проверок обнаружил, что бургерная установила наружные блоки системы кондиционирования в техническом коридоре, нарушив согласованный проект ОВиК (отопления, вентиляции и кондиционирования). Данный факт истец посчитал нарушением договора аренды.

  • Согласно договору аренды, за такие нарушение полагались штрафные санкции и пени, следует из материалов дела, с которыми ознакомился RB.RU. Речь шла об $1 тыс. в день с последующим увеличением «до $20 тыс. за каждое такое нарушение». Также арендодатель требовал взыскать с сети бургерных штраф в размере 5% от месячной арендной платы за каждый день просрочки устранения нарушений.

Истец выявил 556 дней, в течение которых существовало нарушение, и потребовал в суде взыскать с «Бургер Рус» 31 млн рублей, или 1,12 млн рублей за каждый месяц. Также ТРК заявил, что арендодатель не предоставил им проект помещений в бумажном виде, исполнительную документацию по пожарным системам и потребовал за это 1 млн рублей. В суде почитали, что выявленные нарушения не оказали никаких негативных последствий на деятельность истца.

«Установленный размер штрафа составляет в год 1825% месячной арендной платы, что влечет получение истцом платы за пользование ответчиком помещением в размере превышающем размер годовой арендной платы только за одно допущенное нарушение», — говорится в решении суда. При этом нарушение не влечет для истца никаких материальных либо иных потерь, добавили в суде.

Размер штрафных санкций за кондиционеры суд уменьшил до 300 тыс. рублей, а за остальные нарушения назначил выплатить еще 100 тыс. рублей, что в сумме составило 400 тыс. рублей. Снижение было произведено на основании статьи 333 ГК РФ (уменьшение неустойки). Также бургерную обязали заплатить пошлину в 184 тыс. рублей.

Злоупотребление правом

RB.RU попросил экспертов прокомментировать результаты судебных разбирательств.

«Суд исходил из разумных и соразмерных расчетов. Штраф в размере 1825% — явно не в пределах обычного делового оборота. Кроме того, истец ждал длительное время для предъявления иска, что существенно увеличивало сумму, и это можно оценить, как злоупотребление правом», — рассказала RB.RU корпоративный юрист Юлия Бондаренко.

Открыть кафе, не имея накоплений? Почему бы и нет. Узнай, как это сделать, на образовательной платформе «Курс».

Юрист добавила, что заявленные требования относятся не к основному долгу, а к штрафным санкциям, и ответчик имеет право заявить суду о необходимости применения ст. 333 ГК РФ (уменьшение неустойки) и, соответственно, снижении размера штрафных санкций, в случае удовлетворения иска.

«У меня были в практике случаи, когда при заявленной неустойке в 1,5 млрд рублей в итоговом решении остался 21 млн рублей», — рассказала Бондаренко.

Эксперт добавила, что обычно неустойка составляет 0,1% в день от суммы неоплаченных требований.

Юрист арбитражной практики юридической компании «Эклекс» Павел Каляев считает, что суд обоснованно не стал руководствоваться положениями договора аренды при начислении неустойки, поскольку учел все обстоятельства.

В числе этих обстоятельств:

  • неустойка предусмотрена за нарушение исполнения обязательства в натуре,
  • арендодателю не было причинено никаких убытков,
  • неустойка в размере, предусмотренном в договоре, направлена на неосновательное обогащение арендодателя за счет кабальных условий этого договора.

«Справедливый и обоснованный размер неустойки в год не может составлять 1825% от размера месячной арендной платы. В рассматриваемой ситуации велика вероятность того, что вышестоящие инстанции оставят судебное решение в силе», — считает юрист.

Борьба сторон

Основатель консалтингового агентства Level Up Consult (опыт работы в ведущих ресторанных холдингах) Наталья Милеенкова заявила RB.RU, что в договорах между арендодателем и арендатором часто встречаются ссылки на некие правила, а сами правила не предоставляются, поэтому важно настаивать, чтобы все документы были выданы одновременно с договором, изучены юристом вместе с арендатором.

«К сожалению, есть известные компании, владельцы помещений, которые пополняют свои бюджеты за счет дополнительных поборов. Сотрудники их отделов аренды иногда получают премии с таких "дополнительных доходов"», — рассказала эксперт.

Чаще всего подобные требования являются незаконными, считает Милеенкова. Если в договоре есть противоречащие законодательству РФ пункты, в случае споров в суде «закон имеет приоритет».

Представитель торговых центров заявил RB.RU, что арендаторы в погоне за прибылью часто нарушают требования ТРК, которым приходится действовать жестко.

«Нарушения со стороны арендаторов — это частое явление для большинства торговых центров, особенно на этапе подготовки помещений к открытию и в начале арендных отношений. Неправильная установка оборудования, несоблюдение технических и пожарных требований, а также другие нарушения могут приводить к серьезным последствиям, влияющим на безопасность и комфорт посетителей и сотрудников. Именно поэтому торговые центры разрабатывают строгие стандарты и правила, а высокие штрафы служат сдерживающим инструментом для предотвращения подобных нарушений», — рассказал RB.RU партнер, директор по развитию NF PM (управляющая компания, оказывающая услуги коммерческого управления и эксплуатации недвижимости) Михаил Сафонов.

По словам Сафонова, соблюдение всех требований ТРК часто воспринимается арендаторами как второстепенная задача. Управляющим компаниям приходится находить баланс между интересами всех сторон, и это требует не только жестких мер, но и эффективной коммуникации и работы над повышением культуры управления. Опыт показывает, что регулярные разъяснительные работы и контроль помогают снизить количество нарушений, однако полностью их избежать удается редко, заключил эксперт.

Фото на обложке: agencies / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 В «Бургер кинге» ответили на сообщения о масштабной утечке данных
  2. 2 Владелец ТРК «Европолис» подал иск против Burger King из-за 32 млн рублей долгов по аренде
  3. 3 «Бургер Кинг» решил отменить эксперимент с доставкой заказов на пони
  4. 4 Суд в Москве закрыл ресторан «Бургер Кинг» после гастроэнтерита у трех посетителей
  5. 5 Burger King в России увеличил выручку на 40% на фоне закрытия McDonald’s и KFC
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше

ВОЗМОЖНОСТИ

12 октября 2024

14 октября 2024

14 октября 2024