Top.Mail.Ru
Колонки

Ведение коммуникации: как запасть в душу аудитории?

Колонки
Михаил Пономаренко
Михаил Пономаренко

Директор по развитию, сооснователь контент-бюро «Ишь, Миш!»

Анастасия Удальцова

Чтобы создать коммуникационную стратегию, которая органично впишется в концепцию вашего бренда и поможет выделиться на фоне конкурентов, не нужно ходить к экстрасенсам и проводить обряды с бубном.

Михаил Пономаренко и его команда из контент-бюро «Ишь, Миш!» делятся советами, как создать tone of voice, бьющий в целевое ядро аудитории.
Ведение коммуникации: как запасть в душу аудитории?

Что такое tone of voice и зачем он нужен

Если переводить дословно — это тональность, то есть язык, на котором бренд общается со своей аудиторией. 

Есть четыре основных ToV:

  • нейтральный,
  • официальный,
  • дружелюбный,
  • провокационный.

Каждому из них свойственна та или иная коммуникационная модель. Но прежде чем выяснять, на чем она должна строиться, нужно понять, в каком из этих четырех направлений двигаться бренду.

Казалось бы, ответ лежит на поверхности. Допустим, наш клиент — крупный банк. Логично, что он говорит официально и по делу. Но не все так однозначно. 


Читайте по теме:

Зачем компаниям Tone of Voice и как он зависит от работы службы поддержки

Как брендам общаться с подписчиками в 2022 году?


Да, сам маркдир банка и его коллеги знают профессиональную лексику и легко ориентируются в терминологии. При этом подписчики сообществ вряд ли поголовно банкиры, и то, что очевидно клиенту, для аудитории — темный лес. Это все равно, что общаться с иностранцем на русском — он вас попросту не поймет.

Именно поэтому выбор ToV важно начать с глубинного изучения аудитории. Как строится эта работа? 

 

Брифование

Процесс зарождается на этапе брифования, когда мы выслушиваем клиента и задаем вопросы. 

ToV уже может быть прописан в клиентском документе. Или в нем могут быть указаны ограничения: 

  • как бренд не говорит с аудиторией, 
  • какие темы являются запретными. 

Мы проводим контент-анализ сообществ — это помогает понять стиль подачи и при надобности скорректировать его.

Чтобы узнать, как говорить, нужно четко понимать, о чем говорить. Поэтому мы выясняем цели и задачи коммуникации: обычно они прописаны в клиентском брифе. Но если вдруг заказчик не может четко сформулировать задачу, мы через вопросы выясняем, какого результата он ждет. 


Читайте также:

Что пользователи ожидают от клиентского сервиса и как его грамотно выстраивать? Исследование

Топ-5 трендов в пиаре на 2022 год: слияние с маркетингом, сопротивление онлайну и другое


Наша основная палочка-выручалочка — внутренний чек-лист по брифованию. Опираясь на него, мы четко идем по всем важным деталям и ничего не упускаем из виду. 

Основные поинты нашего чек-листа:

  • Какие цели и задачи мы можем решать через соцсети?
  • Какие KPI мы выбираем?
  • Что мы должны узнать в результате брифования?
  • Что нам нужно от клиента?
Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Внутри этих пунктов рассматриваются микротемы, в том числе связанные с коммуникацией бренда. Например:

  1. Как хотите повлиять на аудиторию?
  2. Что бюро необходимо сделать в коммуникации?
  3. Что ждете от бюро?

 

Разработка стратегии и коммуникационной логики

Если структурировать, на чем должна строиться коммуникация, можно выделить основные пункты:

 

  • Анализ рынка и инфополя

Здесь мы изучаем деятельность конкурентов: как и что говорят; на чем делают акцент и как общаются с аудиторией. Чтобы понимать, как от них можно отстроиться, или позаимствовать интересные и рабочие подходы.

 

  • Изучение аудитории: сегментация, определение барьеров и поиск инсайтов

Более глубокое понимание того, что действительно важно для аудитории.

Изучаем, на какой контент целевая аудитория подписывается в соцсетях, что ей откликается, как она общается. В итоге мы получаем решение и ответ на вопрос: «что мы должны говорить аудитории?»

 

  • Создание креативной идеи и выбор сообщения коммуникации

На этом этапе мы определяем главную тему контента, которая объединяет публикации, активности, блогеров и рекламу. Это и есть ядро коммуникации — в этом блоке мы финализируем, что именно говорим от лица бренда.

 

  • Раскрытие коммуникации

Здесь мы декомпозируем коммуникационные задачи на задачи контента, определяем площадки присутствия и прописываем тип и объем публикаций. А еще показываем структуру проекта.

 

  • Правила создания контента

Этот блок отвечает на вопрос: «как мы говорим с аудиторией?». Внутри него разрабатываются ToV и дизайн-концепция, а также правила фото- и видеосъемок.

 

  • Правила работы с комьюнити как отдельный блок 

Внутри этой темы мы рассказываем, как работаем с обращениями и UGC-контентом. Обозначаем, как отвечаем аудитории и работаем с негативом: какие комментарии стоит удалять (например, с ненормативной лексикой), а на какие давать обратную связь.

 

  • Продвижение

В рекламе тоже важно соблюдать ToV, чтобы каналы и блогеры соответствовали тематике, духу и ценностям компании. Партнеры и исполнители должны говорить с брендом на одном языке.

 

Теперь можно перейти к формированию tone of voice.

Если клиент предоставляет нам свободу в выборе тона коммуникации, мы опираемся именно на миссию, продукт и аудиторию. Изучаем все материалы, разговариваем с сотрудниками и обязательно слушаем и читаем, как общается аудитория.

Когда стратег собирает всю информацию «в кучу» — в работу включается копирайтер. Именно он прописывает ToV и примеры публикаций.

Самое главное — быть понятными и говорить на привычном для аудитории языке. 

Один из наших клиентов — «Призвание Бухгалтер». Аудитория этого проекта — профессиональное сообщество. Эти люди точно не поймут подход «пацаны, погнали на шашлы, за бухгалтерию перетрем» — они привыкли читать справочники и законы, так что язык общения с ними должен быть четким и ясным.

Конкуренты «Призвание Бухгалтер» в основном пишут сухо, поэтому наша задача — предложить аудитории информацию так, чтобы зацепить. Нужно писать без воды, при этом не уходить в формальности. Основа основ — говорить, как живой человек. 

 

Очень важное правило составления ToV: он может корректироваться

Так, например, мы ведем аккаунты застройщика «Атлас Девелопмент», чье общение с аудиторией до недавнего времени было исключительно деловым. 

Но во время пандемии COVID-19 все поняли, что люди стали нуждаться в эмоциональной отдаче, заботе и тепле. Поэтому деловой язык сменился на дружеский, а информационные публикации стали разбавляться сторителлингом и сказками про жизнь волшебников в ЖК — и это помогло отстроиться от конкурентов.

 

 

Аня Даровских контент-продюсер в контент-бюро


Через весь проект «Атлас Девелопмент» мы красной линией ведем тему Гарри Поттера:

  1. потому что детская площадка в жилом комплексе оформлена в стиле этого фильма;
  2. потому что для соцсетей застройщика это необычное решение, которое находит отклик у аудитории.

 

Герои коммуникации

Да-да, маскоты. Именно они могут выделить вас на фоне конкурентов. Мы давно работаем с ГК «Садовое кольцо», в проекты которых интегрированы персонажи. 

Например, в уфимском ЖК Terle Park повествование ведется от лица эльфа Терле. Поскольку эльф — существо шкодное и озорное, ToV получается не менее хулиганским и немного наивным.

Такой подход позволяет привлечь внимание аудитории, отстроиться от «нейтральных» конкурентов и рассказать читателям об УТП проекта необычным и завлекающим языком.

 

Как воплотить классный и цепляющий tone of voice в жизнь?

  • Подготовьте блок, который раскрывает, кто вы и как вы говорите в рамках ToV. Пропишите редполитику — свод правил о том, что говорить можно, а что — нет.
  • Пишите и переписывайте. Возьмите старые публикации бренда или информацию с сайта и переложите на новый ToV.
  • Придерживайтесь фишки, которую придумали. 
  1. ведите аккаунт как личный блог; 
  2. вводите постоянных или временных персонажей; 
  3. выпускайте посты в стилистике сериала, где каждая публикация — новая серия. 
  • Проработайте эмоции. Чувство, которое вы хотите донести аудитории, передается через слова-маркеры — не пренебрегайте ими.
  • Помните: коммуникация — это не только про текст. Визуал тоже имеет вес. Поэтому текст должен работать в связке с дизайном. С помощью букв и предложений раскрывайте смысл креативов и транслируйте идеи аудитории.
  • Не забывайте прислушиваться к клиенту. Да, вы можете лучше знать специфику площадок и правила работы с текстом, но клиент как никто другой чувствует аудиторию своего бренда. 
  • Советуйтесь с коллегами, которые непосредственно будут вести коммуникацию от лица бренда. Очень важно, чтобы на этапе подготовки в работу включалось максимальное количество человек, которые будут задействованы в реализации. 

 

Итог

Напоследок скажем: tone of voice — это в первую очередь про аудиторию, а не про бренд. Чтобы захватывать дух, нужно четко понимать, чей именно дух вы планируете захватывать.

Мы представляем аудиторию в качестве конкретного человека. А как нам известно, все люди разные и к каждому требуется персональный подход. Поэтому и tone of voice у каждого нашего клиента не похож ни на один другой — они выделяются на фоне конкурентов.

 

Иллюстрации предоставлены автором

Фото на обложке: Shutterstock / Tyler Olson

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Пять результативных коммуникационных кампаний с применением ИИ: кейсы международных брендов
  2. 2 Как обезвредить манипуляции, чтобы сделать общение с клиентами эффективнее
  3. 3 От бренд-медиа до гольф-клубов: 5 неожиданных трендов в PR
  4. 4 6 упражнений по ораторскому искусству, которые из скучной речи делают великую
  5. 5 Зачем компании проводить отраслевую конференцию и как правильно ее организовать
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее