Колонки

Где взять деньги для запуска первого бизнеса

Колонки
Александр Сенников
Александр Сенников

Редактор отдела лонгридов

Александр Сенников

Чтобы открыть свой бизнес, нужно найти стартовый капитал. Для их привлечения нужно иметь представление о бренде, аудитории и других нюансах. Даже для школьного проекта могут потребоваться средства, которые не так просто получить у родных и близких.

Людмила Булавкина, серийный предприниматель и преподаватель ВШЭ, в книге «Почти взрослый бизнес. 10 шагов к своему делу» рассказывает о всех этапах, которые нужно пройти молодому предпринимателю для создания своей компании. 

Публикуем отрывки из книги.

Где взять деньги для запуска первого бизнеса

Содержание:

 

Начать с мыслей и прототипов

Чтобы запустить свое дело, полезно задуматься о том, где взять для этого деньги. Это необходимо, чтобы активировать в голове принципы финансового мышления, начать планировать, откладывать финансы и выбрать направление деятельности.«Как мне эффективнее вложить сумму Х? А если ее будет больше, как я ей распоряжусь?»

Для первых экспериментов в бизнесе не понадобятся деньги. Чтобы испечь домашнее печенье, можно попросить у мамы или бабушки все нужные ингредиенты. Точно так же помогут родители, если решиться зарабатывать мытьем окон или выпиливанием из дерева. Первый прототип — прямой путь, чтобы взять денег с настоящих клиентов и потом вложить их в бизнес.

Моей дочке было 12 лет, когда она увлеклась слаймами — антистресс-липучками. Свой первый слайм она сделала из домашних запасов клея, зубной пасты, шампуня и мыла. После чего она принесла его в школу — с этого начался ее первый финансовый проект и бизнес.

Одноклассницы были заинтересованы в ее слаймах, и дочка убедила меня дать ей деньги на закупку сырья: клея, загустителей и красителей. Она «продала» мне концепцию бизнеса: что и для кого она будет делать, а также сколько есть предзаказов.

В течение двух лет к нам присоединилась мама и подруга дочки. Они разделили роли: одна делала продукт, другая искала клиентов в школе и через соцсети. Их бизнес вырос до производства целых партий слаймов. Спустя время была арендована полка в магазине слаймеров и даже куплена реклама в соцсетях. 

Однако самые крупные деньги дочь заработала на мастер-классах по созданию слаймов.

В 14 лет мой сын тоже пробовал себя в бизнесе — организовывал подростковые вечеринки. Он приходил ко мне за средствами. Главным его аргументом стало фото расписки: мама второго участника фирмы дала деньги ребятам. Я выделила деньги, но с условием возврата через месяц без процентов.

 

Взять деньги у трех F

Начинающего предпринимателя поддерживают три типа инвесторов: друзья, дураки и семья. По-английский это Friends, Fools, Family. Отсюда и пошло выражение «взять денег у трех F».

Друзья поддержат в любом начинании. Родителей придется обаять и убедить, чтобы защитить замысел. Но кто же такие «дураки»? Это отзывчивые люди из окружения, которые поверят в предпринимателя и затею. Таких на удивление много. Стоит просто попросить.

 

Другие источники денег

В начале пути помогают специальные гранты для школьников и студентов, а также  конкурсы с денежными призами. Финансы выдаются на соревновательной основе: чей проект лучше продуман и описан, тот и заберет приз. Суммы поддержки колеблются от 10 тыс. до миллиона рублей. В большинстве случаев эти деньги не нужно возвращать.

Есть целый список бесплатных программ по развитию предпринимательства у школьников и студентов:

  • Международная олимпиада по экономике IEOx Winter Challenge от International Economics Olympiad;
  • Конференция «Наука для жизни» от «Городского методического центра»;
  • Олимпиада «Высшая проба» от Российского союза молодежи и НИУ ВШЭ;
  • Конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» от НИУ ВШЭ;
  • Идеатон для школьников Ideathon Junior от НИУ ВШЭ;
  • Всероссийских конкурс инновационных проектов от РЭУ им. Г. В. Плеханова;
  • Конкурс «Предприниматели будущего» от Академии «Просвещение»;
  • Конкурс «Большая перемена» от АНО «Россия — страна возможностей», проект «ПроеКТОриЯ» и Российского движения школьников;
  • Московский чемпионат по триатлону лидерских компетенций Soft Skills от «Профессионального самоопределения»;
  • Хакатон «Изобретатели будущего» и «Технологии будущего» от «Навыков будущего»;
  • «Бизнес-школа для детей» от Сбера.

 

Также поможет собрать деньги мой любимый способ — краудфандинг. Это народный сбор на проект от любых людей, которые хотят его поддержать. Денежные средства возвращать не нужно. А в качестве вознаграждения «инвесторы» получают памятные подарки и сувениры. Например, пробный экземпляр продукта или лимитированные товары. При этом поддержавший участник не становится совладельцем, но может стать клиентом.

Средний чек краудфандинга колеблется от 100 до 100 тыс. рублей. Цель, сумма и сроки сбора определяются автором проекта. На эти деньги также можно запустить рекламную кампанию. В краудфандинге важны не только результат и сумма сбора, но и количество пользователей, «проголосовавших рублей» за проект. 

Этот вариант подойдет для творческих проектов: съемки фильма, издания книги, открытия галереи и других. Но нередко его используют и для других инициатив.

Если же различные принципы не позволяют просить денег с людей, можно начать с краудсорсинга — силы толпы. Это сбор эмоций от людей: лайков, репостов и реакций.

Группа моих студентов принесла на экзамен по предпринимательству такое решение. Ребята решили сделать в вузе арт-пространство. Они сделали страничку на конструкторе Tilda, где рассказали об идее и расположили внизу страницы три кнопки:

  • Поддержать проект на 100 рублей;
  • Поддержать проект на 1 тыс. рублей;
  • Поддержать проект на 10 тыс. рублей.

 

При нажатии на них выскакивало сообщение: «Как здорово, что Вы поверили в нас. Ваш голос услышан и записан. Мы вернемся к Вам с деталями о проекте очень скоро». Ребята замерили количество нажатий и посчитали, что могли бы собрать более 100 тыс. рублей за неделю.

Краудфандинг сам себя не запустит — необходимо привлечь внимание к сбору. Чем больше охватить людей, тем выше шансы собрать стартовый капитал. Так что после публикации проекта лучше звать своих друзей и просить шерить и репостить сообщения о сборе.

Для краудфандинга в России действуют две тематические платформы — Planeta.ru и Boomstarter.ru. Они помогают авторам грамотно описать проекты, структурируют и направляют сбор в нужное русло, следят за поступлениями денег и помогают набрать аудиторию через свои рассылки. 

Фото на обложке: Unsplash // Fabian Blank

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Стартует бесплатная образовательная программа по краудфандингу для социальных предпринимателей
  2. 2 Как выиграть грант на развитие бизнеса
  3. 3 Где стартапу искать деньги в 2024 году: 8 мер поддержки и более 20 программ, о которых вы могли не слышать
  4. 4 11 ошибок при запуске и ведении крауд-кампаний
  5. 5 Planeta.ru проведет бесплатный вебинар для социальных предпринимателей по краудфандингу
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!