При выборе дизайнера или дизайн-студии почти всегда появляются вопросы. Например, почему цены отличаются, почему кандидат не хочет общаться по Skype, лучше работать с фрилансером или студией?
Юрий Гальмаков, копирайтер «Логомашины», в колонке отвечает на все эти вопросы и советует, как выбрать действительно талантливого дизайнера, который подойдет именно вашей компании.
Эта статья научит вас смотреть на детали при выборе дизайнера для проекта. Рассмотрим три момента: портфолио, открытость и желание общаться. Сейчас эти пункты кажутся простыми и понятными, но есть нюансы — пойдем по порядку и расскажем про все подробнее.
1. Портфолио
Не все знают, как правильно оценить портфолио. Многие смотрят только на привлекательность работ: «Если мне нравятся работы дизайнера, он справится с моим проектом». Это ошибка — нужно смотреть под другим углом.
- Количество работ
Посмотрите, сколько работ в портфолио у специалиста и сравните с опытом работы в дизайне. Один дизайнер скажет, что работает уже 15 лет и покажет портфолио из 10 проектов, а другой даст ссылку на портфолио, в котором 50 работ, и скажет, что работает всего два года. Неважно, какой срок работы, если нечего показать.
Например, вот портфолио дизайнера, который работает 7 лет. У него 96 работ:
С 2011 года дизайнер добавил в портфолио 96 работ. Хороший показатель.
А вот портфолио дизайнера, который работает 10 лет. У него всего 8 работ:
С 2008 года дизайнер добавил в портфолио 8 работ. Подозрительно.
Можно предположить, что второй дизайнер публикует только лучшие работы, а остальные не показывает. Или он действительно поработал с небольшим количеством проектов.
Совет. Если дизайнер работает давно, а работ в портфолио мало, спросите причину и попросите показать остальные работы. Если отказывается — вероятно, других работ просто нет или они не самые удачные.
Важно учитывать, что за 10 лет дизайнер или студия, которые работают постоянно, соберут в портфолио 30-50 крутых проектов. Им всегда есть что показать.
- Мастерство
Нет дизайнеров, которые одинаково хорошо разрабатывают дизайн для всего. Например, один создает отличные логотипы, но не может придумать удобный дизайн сайта. Другой сделает отличный сайт, но не справится с логотипом, сколько ни пытайся.
Есть специалисты двух типов:
Общего профиля. В портфолио у этих ребят вы найдете веб-дизайн, логотипы, наружную рекламу, дизайн полиграфии и что-то еще. Он берется за любой проект, потому что за это платят.
Узкого профиля. У этого дизайнера в портфолио работы одного вида. Например, исключительно логотипы или веб-дизайн. Он работает только в этом направлении, потому что с этим справляется лучше всего. В его портфолио невозможно выбрать лучшую работу, потому что все они крутые.
Совет. Если нужен хороший сайт, обращайтесь к веб-дизайнеру. Если логотип, идите к дизайнеру, который работает с логотипами. Дизайнер общего профиля, вероятно, сделает не то, что вам нужно. Как минимум где-то есть тот, кто сделает гораздо лучше.
Обратиться в студию — тоже хорошее решение. Обычно в студии работают дизайнеры разного профиля. Каждый занимается тем, что нравится, поэтому получается хорошо. Кроме этого, в коллективе всегда есть возможность спросить совет или мнение по поводу работы и сделать ее еще лучше.
- Достоверность
Если подозреваете, что дизайнер демонстрирует чужие работы, попросите показать проект в деле. Например, пусть даст ссылку на готовый сайт в интернете, которым клиент уже пользуется. Там вы найдете контакты заказчика, сможете связаться и спросить, действительно ли этот человек разработал дизайн сайта.
Если дизайнер не хочет давать ссылку на сайт, есть вероятность что он разработал дизайн не для реального клиента, а для себя. Просто, чтобы добавить что-то в портфолио. Но это не так плохо — тут вы все равно можете оценить его уровень.
Но если вы подозреваете, что дизайнер украл работу, лучше проверьте ее на уникальность.
Зайдите, например, на сайт tineye.com и загрузите работу.
Если изображение использовалось где-то еще, вы увидите ссылки на эти сайты. Сможете перейти и посмотреть, откуда дизайнер взял работу. Или используйте поиск по картинке в Google. В выдаче вы увидите похожие изображения и, возможно, среди них будет работа автора.
2. Открытость
Хорошее портфолио — один из основных факторов доверия, но не единственный. Для принятия решения о сотрудничестве нужно обратить внимание на то, что дизайнер говорит о своей работе публично и что о нем говорят другие.
- Сайт, соцсети и другие площадки
Дизайнер, который хочет привлечь больше клиентов, демонстрирует свою работу. Он публикует ссылки на свои проекты на сайте, в соцсетях или на других публичных площадках. Например, на таких дизайн-сайтах, как behance.net, dribbble.com или carbonmade.com.
Совет. Если дизайнер не демонстрирует свою работу, задумайтесь. Либо он новичок и стыдится своих работ, либо ему просто нечего показать. В портфолио он добавляет чужие проекты, а в соцсетях молчит, потому что боится быть разоблаченным. Такой дизайнер может отправить вам PDF-файл с работами или архив с изображениями и сказать, что это его проекты. В этом случает сразу проверяйте работы на уникальность.
- Отзывы
Надежный способ проверить уровень дизайнера и его отношение к работе — прочесть отзывы. Но и тут есть свои хитрости. Лучше если отзыв написан в соцсети со ссылкой на автора. Можно кликнуть, посмотреть, что это за человек и задать вопросы. Также в реальном отзыве часто есть эмоция и детали проекта.
Плохо, если дизайнер скидывает отдельный файл с отзывами или если отзыв опубликован на сайте и ничем не подкреплен:
Ни контактов, ни ссылок, ничего конкретного. Проверить достоверность отзыва невозможно. Возможно, этот отзыв дизайнер написал сам для себя. Главный критерий плохого отзыва — его можно подставить под любой продукт или услугу.
Если у дизайнера есть плохой отзыв, это тоже нормально. Недовольные клиенты есть у всех. Всегда найдется заказчик, которому что-то не понравилось. Бывают просто неадекватные клиенты, которые написали плохой отзыв, чтобы испортить репутацию дизайнера. Обычно в таких отзывах нет конкретики. Их тоже можно подставить под любой проект.
Совет. Когда в отзыве о дизайнере есть факт обмана, доказанный скриншотами переписки, квитанциями оплаты, кусками недоделанной работы — это уже серьезно. Лучше с таким исполнителем не работать.
- Упоминания
Поищите имя дизайнера в Google или «Яндексе». Так вы можете найти упоминания об этом человеке на других сайтах и увидите, что о нем пишут другие люди.
Возможно, кто-то рассказал о его работе на своем сайте, отдельном форуме или в сообществе. Каждый высказывается там, где ему удобно.
3. Общение
Портфолио посмотрели, отзывы почитали, информацию изучили — время позвонить или написать.
- Открытые контакты
Ответственный исполнитель знает, что клиенту важно держать связь, поэтому размещает на сайте и в соцсетях контакты: телефон, Skype, аккаунт в Telegram и еще несколько способов связи.
Если исполнитель скрывает контакты, может оказаться, что он, например, посредник, который перепродает услуги другого человека и зарабатывает на этом.
- Живое общение
Пригласите дизайнера в офис или кафе на встречу, чтобы обсудить детали проекта. Если он живет в другом городе, договоритесь о видеозвонке в Skype или другом мессенджере с поддержкой видео.
Если исполнитель соглашается на видеозвонок или встречу — все хорошо. Если нет — плохо. Что-то не так. Этот как минимум несерьезный подход к работе.
О проекте и задачах
Опытный исполнитель задает много вопросов о проекте и задачах, которые вы хотите решить при помощи дизайна. Ему важно знать, зачем вам дизайн и нужен ли он вообще.
Если исполнитель не сильно погружается в проект, не задает вопросы по делу, а высылает какой-то общий бриф, он скорее новичок и еще толком не знает, как работать с клиентами. Возможно, его интересует не результат, а что-то другое. Например, деньги.
О деньгах
Дизайнер начинает говорить об оплате, когда задача уже понятна. Он уже знает, каким способом будет решать задачу и примерно представляет, сколько это займет времени. Теперь можно посчитать цену за работу. Это нормальный рабочий процесс.
Совет. А вот если исполнитель в процессе разговора больше говорит о деньгах, чем о проекте и задачах — насторожитесь. Он еще не знает, что именно придется делать в проекте, а уже просит предоплату, дает реквизиты и называет суммы которые нужно перевести.
Это подозрительное поведение. Так ответственные специалисты себя не ведут. Лучше просто попрощаться с этим человеком.
- Договор
Предложите дизайнеру заключить договор. Если не хотите, не заключайте, но спросить можно и, наверное, нужно. Посмотрите на реакцию.
Если дизайнер согласен работать по договору — все хорошо. Ему можно доверять. Если отнекивается и не хочет ничего подписывать — не настаивайте. Выясните причины отказа. Как только почувствуете подвох, прощайтесь.
Что в итоге?
- Посмотрите, сколько времени работает дизайнер и сколько у него в портфолио проектов. Если он работает 10 лет, а в портфолио не более 20 проектов — значит, либо большую часть проектов он прячет, либо дизайн для него — подработка.
- Посмотрите, какие именно работы в портфолио. Дизайнер, который делает все для всех, часто работает на среднем уровне. А вот дизайнер, который, например, создает только логотипы или только веб-дизайн, часто хороший специалист.
- Если сомневаетесь, что дизайнер указал в портфолио свои работы, попросите контакты клиентов и ссылки на работы в деле. При необходимости проверьте изображения на уникальность при помощи сервиса tineye.com или поисковой системы.
- Посмотрите, рассказывает ли дизайнер о своей работе на сайте, в соцсетях и на других площадках. Если нет, вероятно, он новичок и боится выкладывать свои работы на всеобщее обозрение, или у него вообще нет своих работ, а в портфолио он добавляет чужие.
- Прочтите отзывы о работе дизайнера. Оцените, насколько они детальные и правдивые, есть ли ссылки на клиентов, можно ли с ними связаться. Главный критерий плохого отзыва — его можно подставить под любой продукт или услугу.
- Когда дизайнер показал свой сайт, страницы в соцсетях и отзывы клиентов, зайдите в поисковую систему и просто вбейте его имя в строку поиска. Посмотрите, что о нем пишут на других сайтах. Возможно, кто-то из клиентов опубликовал историю сотрудничества у себя на сайте или форуме.
- Пригласите дизайнера на встречу или договоритесь о звонке в Skype. Смотрите, как он на это реагирует. Если исполнитель отказывается, что-то не так. Это несерьезно.
- Дизайнер, который хочет сделать работу хорошо, задает много вопросов о задаче и целях проекта. Ему важно понять, как все устроено. Если таких вопросов почти нет, а исполнитель больше интересуется деньгами и просит предоплату — значит, ему не важна задача и цель. Ему просто нужны деньги. Прощайтесь с ним.
- Предложите дизайнеру заключить договор и посмотрите на реакцию. Если он согласен — все хорошо. Если нет — выясняйте причину. Возможно, он чего-то боится или просто решил вас обмануть.
Дизайн — совместная работа заказчика и исполнителя. На каждом этапе нужно держать связь и корректировать результат.
Поэтому отнеситесь к подбору исполнителя ответственно. Не спешите и не выбирайте первого попавшегося, иначе результат, скорее всего, разочарует. Успехов!
Материалы по теме:
Женщина, разработавшая дизайн суперкомпьютера, повлияла на Стива Джобса
Дизайнер Facebook рассказал о принципах разработки продукта в WhatsApp
Сможет ли искусственный интеллект заменить веб-дизайнера
Карьера в технологиях — не единственный способ добиться успеха
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter