В Китае популярны продажи в прямом эфире. Но теперь инфлюенсер, призывающий купить товар с большой скидкой, может оказаться не человеком, а цифровым аватаром на базе ИИ.
Боты стоят дешево и ведут трансляции без перерывов. Но как к ним относятся покупатели?
Live commerce — огромная индустрия в Китае. Миллионы людей в прямом эфире продают различные товары, от помады до элитной недвижимости. В 2023 году этот рынок оценивался в $691 млрд, что на 35% больше, чем в предыдущем году.
Однако компании все чаще заменяют ведущих-людей на ИИ-ботов, которые обходятся дешевле и могут вести трансляцию круглые сутки, не уставая. Об этом сообщает государственное информационное агентство «Синьхуа».
ИИ-ведущие появились на китайских платформах несколько лет назад и теперь быстро набирают популярность. В китайской базе данных Tianyancha перечислено более 993 тыс. компаний, предлагающих цифровые аватары — причем более 400 тыс. из них были созданы только в прошлом году.
В июне цифровые аватары провели прямые трансляции для более чем 5 тыс. брендов в рамках шопинг-фестиваля «618» (период скидок в Китае, напоминающий «Черную пятницу»). Об этом сообщила платформа электронной коммерции JD.com, которая основала мероприятие. Шоу с ИИ-ведущими получили 100 млн просмотров и 5 млн взаимодействий.
Зачем нужны цифровые аватары?
Основная причина — сокращение расходов. Цифровой аватар можно купить всего за несколько тысяч юаней, что эквивалентно нескольким сотням долларов. Компании также не нужно тратиться на аренду студии, звукорежиссеров, визажистов и прочий персонал.
Боты — не лучшие ведущие: они часто сбоят и следуют по одному и тому же сценарию. Но технология генерации контента с помощью ИИ развивается, и цифровые аватары все лучше взаимодействуют с клиентами, показал отраслевой отчет, опубликованный в марте.
По данным исследовательской компании iiMedia, в 2023 году доход от цифровых аватаров в Китае превысил 333 млрд юаней. Ожидается, что к 2025 году этот показатель достигнет 640 млрд юаней.
Недостатки и последствия использования цифровых аватаров
Однако этот тренд поддерживают не все. Агентство «Синьхуа» пообщалось с потребителями и продавцами, которые жаловались на то, что цифровые аватары слишком стандартизированы и иногда говорят бессмыслицу. Им также трудно отвечать на конкретные вопросы клиентов.
Инсайдеры индустрии «живых продаж» говорят, что используют цифровые аватары с осторожностью. Репутация бренда часто строится на доверии и эмоциональной связи с покупателями, а ИИ-боты в их текущей форме, по мнению инсайдеров, могут это испортить.
Возникают и правовые проблемы. Цифровые аватары становятся все более реалистичными, поэтому потребителям все сложнее определить, кто перед ними — человек или ИИ.
Это открывает возможности для мошенников, которые с помощью цифровых аватаров продают поддельные товары, как сообщает «Синьхуа». Когда потребители осознают ошибку, продавец уже исчезает.
В мае прошлого года Douyin, китайская версия TikTok, ввела правила в отношении ИИ:
- сгенерированный контент должен быть помечен;
- владельцы цифровых аватаров должны указывать свои реальные данные при регистрации;
- прямая трансляция с ИИ должна контролироваться человеком.
Китайское правительство тоже стремится регулировать использование ИИ и цифровых аватаров в электронной коммерции, уделяя особое внимание обеспечению подотчетности и прозрачности.
По словам Ин Цзе, юриста шанхайской юридической компании Kangming, оператор цифрового аватара несет полную юридическую ответственность за ложную рекламу и прочие проблемы, возникающие во время трансляции.
Читайте по теме:
Беспилотники доставляют еду к Великой Китайской стене
Ю Чжинонг, старший партнер шанхайской юридической компании Hansheng, подчеркивает, что создатели цифровых аватаров сталкиваются со множеством юридических рисков. К ответственности могут привлечь, к примеру, за использование настоящего голоса человека и создание поддельных аудиозаписей в незаконных целях.
Ю добавляет: поскольку цифровые аватары занимаются коммерческой деятельностью, важно заранее получить согласие от человека, чью внешность планируется использовать.
Тем не менее он признает, что при правильном использовании цифровые аватары могут принести пользу бизнесу, который хочет повысить продажи и развить бренд. «Большая стандартизация позволит применять их в более широком масштабе», — говорит он.
Фото на обложке: M Isolation photo /
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
10 сентября 2024
10 сентября 2024
10 сентября 2024