Каждая компания ведет расчет стоимости услуг, оказываемых клиентам. Средства, полученные в результате, должны покрывать расходы предприятия и приносить доход. В статье расскажем, что такое себестоимость и как ее рассчитать.
Содержание
- Что понимают под себестоимостью услуг
- Для чего нужен анализ себестоимости
- Подходы к определению цены услуги
- Калькуляция себестоимости услуг
- Расчет полной стоимости услуги
- Примерная структура калькуляции
- Как снизить стоимость услуги для отдельных клиентов
Что понимают под себестоимостью услуг
Переменная величина, состоящая из суммы расходов предприятия на выполнение работ и маркетинговые кампании, меняющаяся в сторону увеличения или уменьшения, называется себестоимостью. Она корректируется под влиянием следующих внешних факторов:
- состояния дел в экономике страны;
- уровня инфляции;
- появления новых технологий;
- конкуренции;
- географического расположения.
Себестоимость снижается из-за условий, на которые бизнес может оказать влияние, то есть по внутренним причинам, это:
- увеличение производительности труда;
- повышение результативности управления расходами;
- рост производственных мощностей;
- снижение доли брака и переделок;
- появление новых каналов продвижения;
- расширение списка производимых работ;
- мотивация сотрудников.
На каждом предприятии число факторов определяется индивидуально. Выбор зависит от занимаемой ниши. Внешние и внутренние причины помогают точнее рассчитать себестоимость и проанализировать динамику изменений.
Для чего нужен анализ себестоимости
Себестоимость услуг анализируют в следующих целях:
- установление справедливой цены;
- нахождение точки безубыточности;
- оптимизация расходов;
- определение рентабельности работ;
- повышение конкурентоспособности.
Подходы к определению цены услуги
В ценообразовании используют 3 метода калькуляции. В соответствии с затратным способом на предприятии смотрят на суммарную себестоимость по отдельным услугам. Тогда возможны варианты определения цены по:
Полным издержкам без учета спроса и конкуренции. Цена устанавливается для получения фиксированной прибыли.
Цена = Постоянные издержки + Переменные издержки + Планируемая прибыль
Прямым затратам. Предприниматель ведет анализ спроса на услуги при разной цене, прогнозирует объемы выполнения работ и вводит наценку для финансирования издержек и получения прибыли.
Цена = Переменные издержки + Наценка
Предельным издержкам. Подходит для планового увеличения объемов работ при имеющихся ресурсах. Постоянные расходы по услугам покрывает текущая деятельность.
Цена = Предельные издержки + (Предельные издержки * Рентабельность продукции) / 100
Рентабельности вложений. Если для расширения сферы деятельности нужно привлечение инвестиций, определяют цену, компенсирующую их.
Цена = Полные издержки + (Коэффициент планируемого дохода * Сумма инвестиций) / Объем производства
Точке безубыточности. В организации рассчитывают себестоимость и объемы по планируемым услугам, которые обеспечат получение прибыли.
Цена = (Переменные издержки на ед.продукции + Постоянные издержки) / Объем продаж
Спрос, конкуренция, ценность производимых работ лежат в основе рыночного ценообразования. Чтобы установить себестоимость услуг, проводят опросы, собирают фокус-группы, исследуют целевую аудиторию.
При расчетах, использующих воспринимаемую ценность работ, стоимость определяют по оценке клиентом их характеристик и качества. Издержки компании не играют важной роли.
В этой методике применяются 2 способа расчета:
- по наибольшей уместной цене, когда экономия клиента почти равна нулю;
- по экономической значимости услуги, если пользователи считают ее лучшей альтернативой.
Методы, в основе которых лежит спрос, ориентируются на клиентские ожидания и предпочтения. Здесь возможны варианты по:
- опросам групп аудитории;
- пробным продажам;
- соотношению спроса и предложения;
- восприятию клиентом услуги перед решением ее заказать.
Методы, базирующиеся на конкуренции, включают:
- мониторинг цен у участников рынка;
- организацию тендера.
В параметрических методах сравнивают старую, или базовую, стоимость по всем услугам с новыми ценами такими способами:
- агрегатным, включающим расчет издержек по отдельным компонентам;
- удельной ценой при изменении характеристики услуги со снижением или увеличением средней себестоимости;
- балльными оценками по шкале, где каждому делению присваивают цену, складывающуюся из средних издержек по каждой услуге;
- регрессивным анализом по взаимосвязи изменения цены и характеристики услуги.
Калькуляция себестоимости услуг
Термин обозначает оценку расходов, которые несет компания во время оказания услуги. Она нужна для расчета:
- фактической стоимости;
- величины нормативных расходов;
- рентабельности;
- производительности каждой бригады;
- трудоемкости;
- способов снижения издержек;
- трудовых и материальных резервов.
Калькуляция бывает:
- плановой, определяющей плановую себестоимость за указанный период по промежуточным нормам;
- нормативной, рассчитываемой по лимитам, установленным СНиПами;
- сметной, для одноразового определения стоимости услуги;
- фактической, сформированной по данным из бухгалтерских отчетов с расходами по отдельным видам работ.
Фото в тексте: Freepik
Расчет полной стоимости услуги
Полной себестоимостью услуги называется сумма расходов на выполнение работ. Она состоит из таких издержек:
- сырье и основные материалы;
- топливо и энергоресурсы;
- заработная плата, страховые и социальные взносы;
- содержание, ремонт и эксплуатация оборудования;
- общие хозяйственные расходы;
- подготовка к работам;
- освоение новых методов и расширение ассортимента услуг;
- общие расходы на выполнение работ;
- реклама и маркетинг.
Полная себестоимость рассчитывается делением суммы всех издержек на количество выполненных работ. При составлении калькуляции надо установить категории расходов на управленческий и административный персонал. В компаниях этот вопрос решают так:
- включают в себестоимость каждой услуги, распределяя по какому-то показателю;
- списывают на снижение доходности, не отражая в себестоимости.
Каждый вариант закрепляется в финансовой политике компании.
Примерная структура калькуляции
Показатель оценивается разными методами, из которых самые популярные — показный и нормативный.
Показный
Этот способ подходит для расчета стоимости услуг в следующих сферах:
- строительстве;
- ремонте зданий и помещений;
- швейное ателье;
- мебельном производстве;
- спортивных центрах;
- парикмахерских и так далее.
При этом надо рассчитать стоимость каждой услуги с учетом особых функций и параметров. Вычисления делают уже после того, как работа выполнена по фактическим данным.
В алгоритме калькуляции указывают, какие расходы включены в каждую оказанную услугу в следующих единицах измерения:
- затраченных часах для сферы образования;
- объеме площадей в строительстве и ремонте;
- расстоянии для пассажирских и грузовых перевозок и так далее.
Все издержки делят на отдельные статьи расходов:
- сырье и материалы;
- зарплата сотрудникам;
- социальные и страховые взносы;
- амортизация оборудования;
- налоги;
- выплаты по кредитам.
Для составления калькуляции на стоимость услуг выполните следующие шаги:
- Определите цену 1 единицы работ в планируемом объеме (пример: перевозка 20 пассажиров на расстояние 100 км).
- Составьте подробный список расходов с учетом средней себестоимости.
- Установите тарифную ставку по услуге.
Когда расчет стоимости услуг готов, к результату добавляют прибыль. В некоторых сферах учитывают сложность работы, т.к. она влияет на схему калькуляции. В ремонте помещений сюда относят количество дверей, окон, планировку.
Нормативный
Нормативным методом калькуляции пользуются на предприятиях, ежедневно оказывающих одну и ту же услугу или их набор по установленной заранее цене в:
- медицине;
- образовании;
- косметологии;
- клининге;
- гостиничном бизнесе.
Основу калькуляции составляют средние нормы расходов по статьям издержек. В нормативном методе надо:
- Определить виды ресурсов, используемых во время оказания услуг.
- Утвердить лимиты по каждому из них.
- Определить плановую цену за единицу ресурса постатейно.
- Вычислить себестоимость работ по каждой услуге.
Недостатком нормативного способа предприниматели считают учет только прямых расходов. Косвенные издержки определяют отдельно и включают в финансовый отчет.
Как снизить стоимость услуги для отдельных клиентов
Чтобы предложить клиенту товар по более низкой цене, предпринимателю надо уменьшить расходы на производство. Большую долю в стоимости услуги занимают траты на рекламу и продвижение. Для их контроля рассчитывают коэффициент CAC – Customer acquisition cost, или цену привлечения покупателей.
Его значение растет везде, где появляется новый бизнес и проводятся маркетинговые кампании. Значение САС состоит в следующем:
- планирование рекламного бюджета;
- проверка обоснованности выбора инструментов продвижения;
- привлечение инвесторов.
Есть 2 формулы расчета CAC:
- простая:
САС = Сумма затрат на продвижение / Количество привлеченных клиентов
- усложненная:
САС = (Затраты на рекламу + Расходы на зарплату + Затраты на оборудование и ПО + Дополнительные расходы) / Количество привлеченных клиентов
Руководитель, контролирующий значение стоимости привлечения клиента, может достичь следующих целей:
- масштабирования бизнеса с учетом знания пределов роста целевой аудитории;
- оптимизации маркетинговой стратегии без ущерба для предприятия;
- определения рентабельных каналов продвижения продукции;
- оперативной коррекции стоимости услуг.
Снизить показатель CAC помогают такие шаги:
- подключение к рекламе нескольких ресурсов, к примеру, ВК, «Яндекс», Telegram и других;
- исключение из них самых дорогих способов продвижения;
- регулярный мониторинг ключевых фраз;
- проверка соответствия текстов в рекламе информации о товаре или услуге на портале компании;
- отслеживание поведения целевой аудитории;
- разработка простой формы регистрации и заявки;
- использование лид-магнитов для создания базы контактов пользователей.
Читайте по теме:
Что такое себестоимость продукции и как ее рассчитать
Как провести анализ поставщиков
Предпринимательские риски: что это, понятие и виды
Среди других способов снизить стоимость услуги или товара чаще всего применяют:
- увеличение производительности труда;
- автоматизацию производства;
- внедрение новых технологий;
- экономию на каждом этапе работ — от закупки более дешевых, но хороших материалов до снижения расхода ресурсов;
- увеличение объемов производства;
- поиск новых поставщиков и партнеров с низкими ценами;
- повышение квалификации персонала;
- правильный набор сотрудников;
- расширение списка услуг для выхода на новые сегменты рынка;
- анализ причин появления брака и их устранение;
- отслеживание конкурентов.
Не потерять часть покупателей и прибыли из-за завышенной стоимости услуг поможет регулярный контроль за расходами и принятие мер к их снижению.
Фото на обложке: Freepik
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Маркетплейсы: с чего начать и как преуспeть»
- 1 10 признаков плохого пассажира: как определить и избежать неудобных ситуаций в такси
- 2 Референс-лист компании: как его правильно составить и каким образом использовать?
- 3 Как не потерять кешбэк: простые советы для получения вознаграждений от банка
- 4 Что такое Churn Rate и как его рассчитать