Становятся ли предприниматели лучше с возрастом?

Мария Илюшина

Редактор Rusbase, отделы «Мир» и «Тренды» masha@rusbase.vc

Расскажите друзьям
Мария Илюшина
Мария Илюшина

Как вы себе представляете современного стартапера? Молодой парень, лет 20 с чем-то, без жены и детей, катается на велике с рюкзачком и макбуком… Скорее всего так. И этот образ подтверждает кто-то вроде Цукерберга, а также массовые СМИ и даже сериал «Кремниевая долина». Но так ли это? Может ли успешный предприниматель, создающий технологические стартапы, быть, скажем, лет 50-ти? Об этом размышляет CEO успешного проекта TeamSnap Дэвид Дюпонт. 


old

Новое популярное шоу от HBO «Silicon Valley» дает нам каноничную историю о технологическом стартапе. Главный герой Ричард Хендрикс — социально неуклюжий разработчик ПО двадцати с чем-то лет, который придумал гиперэффективный алгоритм компрессии для музыки. В самом начале сериала он создает новую компанию вместе с другими гиками того же розлива и они вот-вот начнут делать огромные деньги и «изменят мир».

Технологический мир здесь и там распознает многие архетипы Кремниевой долины — молодые мечтатели, скользкие VC, эгоистичные миллиардеры, которые все еще хотят кому-то что-то доказать, крутые вечеринки…

Искусство подражает жизни. Феномен стартапов стал большой частью поп-культуры и национального самосознания, потому что предпринимательство — уже не пустое занятие. Это популярный, «трендовый», очень прибыльный тип работы. Примеры невероятного успеха вроде Instagram, Nest и Whatsapp подливают масла в огонь. В The Economist недавно сравнили золотую стартап-лихорадку с Кемберийским взрывом (внезапное увеличение биоразнообразия 540 миллионов лет назад, когда губки и другие простые существа внезапно стали развиваться).

Долгий экономический кризис, начавшийся в 2008 году заставил многих людей поколения миллениум — людей, рожденных в начале 80-х — оставить надежды на стабильную традиционную работу. Вполне логично, что они решили сделать что-то свое или присоединиться к стартапу.

Золотая лихорадка в самом разгаре. Мессадж, который нам посылает «Silicon Valley», фильм «Социальная сеть», пресса и само стартап-сообщество — эту лихорадку ведут молодые гики. И если так получилось, что вам больше 25 лет, то очень легко почувствовать себя не в своей тарелке.

Поп-культура и пресса в этой мысли, впрочем, ошибается. Люди поколения миллениум — не единственные, кого замечают на этом поле, и не единственные, которые используют окружающие возможности. 

Компания TeamSnap, которую я основал несколько лет назад — классический интернет-стартап. Компания выросла из идеи о том, что есть более эффективный способ управлять спортивными и другими мероприятиями. Изначально наша межгалактическая штаб-квартира находилась у меня дома, а зарплату мы не получали несколько месяцев. К счастью, TeamSnap вырос с нуля до почти семи миллионов пользователей, и мы подняли $7,5 миллионов в В-раунде.

Так к чему это я? К тому, что я не человек поколения миллениум, а вот мои дети — да.

Другой пример: я прекрасно помню, как мой хороший друг Френк Уолдмен пару лет назад рассказал мне о классной технологии скорочтения, которую он собирался монетизировать. Его компания Spritz сейчас одна из самых «взрывных» и только что привлекла $2,5 миллиона за свою инновационность. У Фрэнка тоже есть дети поколения миллениум.

И мы с Фрэнком — не исключение из правил. Согласно исследованию Kauffman Foundation:

Средний возраст американцев, основавших технологический стартап — 39 лет. В два раза больше основателей в возрасте 50 лет, чем в возрасте 25.

Иными словами, люди всех возрастов создают успешные компании.

Почему же в таком случае сохраняется этот стереотип? Почему успешный VC в статье для TechCrunch говорит, что «интернет-предприниматели, разрабатывающие продукты для потребителя, как баскетболисты… их пик приходится на 25 лет, а к 30 они обычно ни на что не способны». Почему Винод Хосла, один из самых успешных VC за всю историю говорит: «Люди старше 45 практически мертвы в плане новых идей».

Частично причина может заключаться в том, что молодые люди более податливы. Они не только способны адаптироваться к новым технологиям, они — те, кто их раньше всех осваивают и становятся в них лидерами. Например, они первые, кто начал активно пользоваться Twitter, Tumblr и Snapchat. Они также схватывают все быстрее, но у этого момента есть и обратная сторона. Как сказал Филип Росс в аналитической статье IEEE Spectrum:

Способность очень быстро понимать новые вещи — или «жидкий интеллект» — начинает снижаться в возрасте 20+ лет, в то время как мастерство в уже привычных вещах — или «кристаллизованный интеллект» — только растет. Именно поэтому более старшие люди часто показывают себя лучше в спорте вроде бокса или плавания, так как используют мозги и приобретенные навыки.

Еще одной причиной, по которой считается, что молодые предприниматели преобладают в индустрии, является их возможность полностью фокусироваться на деле, а также относительно меньший риск в плане стабильности как еще неженатых личностей. У них есть страсть. Их не отвлекают семья и дети. Однако экономические и демографические тенденции сейчас таковы, что «безопасность» долгосрочного места работы резко упала. Это мой дед работал на одну компанию 43 года, сейчас такого уже нет.

А еще мы все сейчас живем дольше и здоровее. Ожидаемая продолжительность жизни в США среди мужчин и женщин выросла на 5 лет за последние два десятилетия. Люди не просто ведут более здоровый образ жизни, они и делают больше.

Те же дети вырастают, и у многих людей, разменявших шестой десяток, «гнездо» опустевает — их больше ничто не отвлекает и они могут снова (иногда даже с маниакальным упорством) сфокусироваться на своей карьере. Вполне себе мощная предпринимательская сила.

Смысл всего этого — не подтвердить надпись на футболке «Old Guys Rule». Просто предпринимательство, которое обычно идентифицируют только с удалой и рисковой молодежью, на самом деле доступно для нас всех, независимо от возраста.



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase