Как можно зарабатывать на мемасиках и при чем тут криптовалюта

Роберто Панчвидзе
Роберто Панчвидзе

Основатель MDK

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко

Роберто Панчвидзе, основатель одного из самых популярных сообществ в рунете – MDK, рассказывает, как зарабатывать на мемах, и говорит, что за криптовалютой будущее.

Какая связь? Объясняем в тексте.

Мем – это кто?

Интернет-мемы — явление, которое появилось относительно недавно. Прежде чем начать разговор об их монетизации я бы хотел вспомнить, что такое мемы. В общем понимании далеко не только смешная картинка, которая запоминается с первого взгляда.

На самом деле, все гораздо глубже, мем — это единица культурной информации. Так говорит нам, в частности, Википедия, и с этим я согласен полностью.

Единица информации начинает считаться мемом при передаче ее от человека к человеку в виде письма, речи, жеста, ритуала и тому подобных вещей. То есть, например, жест с и поднятым вверх большим пальцем — тоже мем, мелодия «Зеленые рукава» — аналогично, не говоря уже об устойчивых языковых выражениях. Немного неожиданно, правда?

В многочисленных публикациях, статьях и заметках первым человеком, предложившим концепцию мема, называют Ричарда Докинза. Это действительно так, но одним из первых мыслителей, кто начал развивать идею мема (без использования самого термина) стал В. М. Бехтерев.

Еще в 1898 году он предложил идею «ментальных микробов». Он описал их следующим образом: «Подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду и передаются через слова и жесты окружающих лиц, через книги, газеты и пр.». Я бы сказал, что эта фраза совершенно точно описывает особенности мемов.

Интернет-мемы ничем практически не отличаются от мемов обычных. Единственная разница — они распространяются по сети. Отличный пример сетевого мема — слово «Превед».

В сети мемами являются картинки (гипножаба, грустный кот), тексты, мелодии, видео (Harlem Shake) распространение которых носит вирусный характер. Изначально появившись, мем может превратиться в нечто иное. Того же подозрительного Фрая из «Футурамы» постят с какими угодно сопровождающими надписями, включая чисто коммерческие. Кстати говоря, интернет-мемы имеют огромное значение в коммерции.

Как зарабатывать на мемах?

Заработать при помощи мемов можно, причем существует большое количество способов это сделать. Сразу приведу пример самого успешного в мире коммерческого мема. Это Санта-Клаус. Точнее, не он сам, а цвета его одежды. Coca-cola потратила огромное количество времени и денег на то, чтобы Санта-Клаус стал красно-белым. Я хочу заметить, что он вовсе не всегда был таким.

Первые изображения старика, который раздает детям подарки на Рождество демонстрируют нам широкий выбор цветовой гаммы его одежды — встречаются все цвета радуги. Но теперь Санта-Клаус (а иногда и Дед Мороз) исключительно бело-красный. Этот цвет подсознательно ассоциируется у многих обывателей с праздниками, и они охотно покупают бутылки и банки с известным шипучим напитком, следуя импульсивному желанию, подсказанному собственным подсознанием. Сложно сказать, сколько заработала компания на этом меме, точных данных у меня нет, но речь идет о миллиардах долларов.

Я не зря привел в пример Санта-Клауса, поскольку он стал и интернет-мемом. Компания продолжает зарабатывать, ее мем ну очень долгоиграющий. Но давайте рассмотрим примеры заработка на интернет-мемах.

Удачный кейс: грустный кот

Все хотя бы раз видели в сети фотографию грустного кота или же стикер с ним. Пример довольно избитый, но без него не обойтись, поскольку кот — самый финансово успешный мем за все время существования сети.

Впервые его фотографии появились несколько лет назад на интернет-ресурсе Reddit. Они настолько понравились пользователям ресурса, что за несколько дней заполонили весь интернет.

Владельцы животного быстро сориентировались и зарегистрировали целую серию товарных знаков Grumpy Cat (именно это название получил котик в англоязычном сегменте сети), а также создали компанию Grumpy Cat Limited, не говоря уже о сайте.

В итоге они стали монополистами в использовании образа животного и его интернет-прозвища. Хозяева котика наладили выпуск продукции с его изображением, плюс получают лицензионные отчисления от массы компаний, которые занимаются тем же.

В итоге на 2014 год стоимость мема оценивали в $100 млн. Популярность мема несколько упала с тех пор, но все равно, Grumpy Cat до сих пор узнаваем и продолжает приносить своим владельцам деньги.


Алгоритм заработка на меме таков:

  1. Тем либо иным образом продвигаем популярность созданного или найденного мема;

  2. Регистрируем все возможные права на этот мем в качестве товарного знака;

  3. Зарабатываем.

Если пропустить второй шаг, то заработать не получится.

Какие есть правила: в России можно регистрировать слова, фразы, изображения, звуки, цвета, даже запахи. Срок, в течение которого товарный знак будет охраняться законом – 10 лет. Продлевать регистрацию можно сколько угодно долго. Заявка подается в Роспатент, после чего следует экспертиза с последующим вынесением решением.

Неудачный кейс: Technoviking

Я помню случай с мемом Technoviking. Был (или есть сейчас) такой любитель музыки, который ездил по разным городам и странам, раздевался до пояса и танцевал под техно.

У него было много поклонников и какое-то время «викинг» (на самом деле он немец) был популярным мемом.

В итоге мем стали тиражировать как обычные пользователи сети, так и коммерческие компании. В продаже появились кружки, футболки, брелки и прочие аксессуары с его изображением. Думаете, он много заработал? Нет.

Он вовремя не зарегистрировал свой товарный знак (тот же Technoviking или Techno Viking) и не смог запретить тиражировать свое изображение. Единственное, чего он добился – заработал на размещении роликов в YouTube и получил около 15 тыс. евро в качестве компенсации за использование видеороликов с его участием третьей стороной. Вот и все.

Крипторынок и ICO – причем тут мемасики?

Технологии позволяют обойтись и без всех этих сложностей с товарными знаками, юристами и прочими сложными для обычного человека вещами. Я как-то наткнулся на не слишком популярную ветку на Reddit, автор которой первым, как мне кажется, предложил идею монетизации мемов при помощи распределенной инфраструктуры блокчейна и криптовалют.

При помощи системы умных контрактов автор идеи предлагает определять популярность мема и токенизировать его. Чем больше просмотров и упоминаний, тем больше денег получает автор этого мема. Те же умные контракты позволяют отслеживать использование мема на различных ресурсах.

По мнению разработчика системы, она полностью децентрализована, а также не требует основывать компанию для получения прибыли. Все расчеты ведутся в криптовалютах, которые при желании обмениваются на фиат.

Есть похожая идея и у нас. Это не только и не столько монетизация мемов (хотя и это тоже), сколько токенизация контента. Идея простая – создатель вирусного мема сможет получить достойные средства за свою идею без использования традиционных методов раскрутки, на реализацию которых требуется время и деньги. Современные технологии позволяют упрощать жизнь создателям хорошего контента, мотивируя их реализовывать больше своих идей.


Материалы по теме:

Пользователи соцсетей расстроились из-за рекордной цены на биткоин

Google научился ловить взгляды подсматривающих в экран смартфона посторонних

Рай и в шалаше? Узнай, в каком офисе тебе комфортно работать

Первый в мире робот с гражданством хочет создать семью

Микроволновки изначально предназначались для мужчин, но не пользовались спросом


Самые актуальные новости - в Telegram-канале Rusbase


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase