Шесть признаков, которые помогут обнаружить в ребенке будущего предпринимателя

Илья Кобяков
Илья Кобяков

Инвестиционный менеджер венчурного фонда «ТилТех Капитал»

Расскажите друзьям
Софья Федосеева

У поколения Z свои представления о том, какое получать образование, куда идти работать и, собственно, как жить. Многие решают открыть свое дело ‒ тут родителям важно не упустить шанс и помочь юным предпринимателям.

Инвестиционный менеджер венчурного фонда «ТилТех Капитал» Илья Кобяков рассказывает, как обнаружить в ребенке поколения Z будущего бизнесмена и развить полезные навыки.

Когда речь идет о современных детях, необходимо учитывать особенности мышления поколения Z.

Дети, родившиеся в девяностых и двухтысячных, имеют отличное отношение к личностному росту: в большинстве им чужд карьеризм. На первый план выходит не получение прибыли, а некие значимые достижения ‒ как в социальном, так и личностном плане.

Однако, согласно исследованию KPMG, зеты отличаются крайне реалистичным взглядом на жизнь ‒ они понимают, что их возможности ограничены, и поэтому проявляют больше осторожности и внимания к деталям, разумнее выстраивают тайм-менеджмент, самостоятельно изучают интересные им дисциплины, используя нетрадиционные и более эффективные методы.


Шесть признаков будущего предпринимателя

Сегодня рынок полнится примерами юного предпринимательства. В большинстве случаев дети, несмотря на юный возраст, создают свое дело, стремясь решить какую-то проблему. Возможно, им нужна хорошая идея или достойный повод для того, чтобы заниматься бизнесом. И если вовремя распознать эти задатки, то можно подготовить своих детей к успешному продвижению в жизни.

Подписывайтесь на Telegram-канал Rusbase YOUNG, где мы рассказываем, как любить бизнес и технологии, если вам от 0 до 22 лет.

Фото: Unsplash

Есть несколько основных признаков, которые помогут обнаружить в ребенке будущего предпринимателя.


Стремится глубоко разобраться в проблеме

Для таких детей логика и прагматизм стоят на первом месте. Они изучают вопрос со всех сторон и стремятся найти верное решение.

Например, Мийкела Уймер задумала свой бизнес в возрасте пяти лет. Девочку укусила пчела, и она решила больше узнать о них. Обнаружив, что популяция полосатых насекомых постоянно снижается, Мийкела решила встать на их защиту и начала делать лимонад по старому бабушкиному рецепту.

Часть суммы от продажи каждой бутылки идет на счет ассоциации пчеловодов. Это стало двигателем ее бизнеса ‒ через некоторое время лимонад стала закупать сеть местных магазинов.

Фото: Unsplash

Разработка мобильных приложений для управления контроллерами, создание «умной» теплицы и сервиса для туризма ‒ всем этим занимается семнадцатилетний Дмитрий Вершинин из Иркутска.

Все свободное время молодой человек посвящает программированию. Вместе с другими школьниками, с которыми он познакомился и работал через интернет, Дмитрий создал туристический сервис Excursium, который позволяет туристу подобрать личного экскурсовода среди местных жителей.

Знакомство с достопримечательностями обычно не дает полного представления о культуре и истории. Проект Excursium позволяет путешественникам окунуться в культуру региона и познакомиться с его особенностями.

В 2017 году ребята получили грант от «Рыбаков Фонда» и запустили не только сайт, но и Telegram-бота.


Предпочитает заниматься любимым делом и лишь потом думает о прибыли

Современные юные предприниматели зачастую ориентируются на собственные интересы и предпочтения, не фокусируя внимания на получении прибыли. Для них это побочный продукт.

Так свое дело запустила и пятнадцатилетняя Ноа Минтц, которая еще подростком любила помогать взрослым присматривать за детьми. Молодая предпринимательница вместе с подругами основала небольшую компанию, и к ее шестнадцатилетию в компании работало уже 25 постоянных нянь и 50 временных.

Фото: Unsplash

Любимым хобби для пятнадцатилетнего Тимура Курбангалина было программирование. Все свое свободное время он отдавал школьным занятиям информатикой, самостоятельному изучению программирования и посещению профильных платных курсов. Когда Тимуру удалось глубоко изучить предмет, он решил поделиться накопленными знаниями.

В коворкинге «Территория роста» в городе Альметьевск Тимур рассказывал местным предпринимателям о создании Telegram-ботов и каналов ‒ так появились первые клиенты и заказы.

На старте Тимур вложил пять тысяч рублей (платный курс программирования), а за первые полгода заработал чуть более 50 тысяч.

Школьник мечтает поступить в Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, однако после окончания университета намерен заниматься предпринимательством.


Проявляет высокий уровень самостоятельности и осознанности

Современные молодые предприниматели часто запускают свое дело потому что не находят нужных им товаров или сервисов. Например, так поступила Рейчел Зиец, которая в поисках детского снаряжения для лакросса не смогла найти подходящего продукта.

В 15 лет Рейчел открыла свою компанию и занялась производством качественного снаряжения, которое оказалось востребованным на рынке. Уже к концу второго года компания заработала один миллион долларов.

Еще один интересный пример ‒ бизнес-проект Бэллы Типпинг ‒ Kidzcationz. Юная предпринимательница создала аналог TripAdvisor потому что ей не позволили зарегистрироваться на «взрослом» сайте. Вместо того, чтобы подделать дату рождения, как делали ее друзья, тринадцатилетняя Бэлла запустила свой сайт, на котором уже тысячи подростков делятся своим опытом путешествий.


Высоко ценит свободу и плохо вливается в «систему»

Такие дети отказываются от навязанных обществом шаблонов, часто не поступают в университеты и полностью отдают себя любимому делу.

Российская школьница Анастасия Руссу считает, что школа отнимает у ребенка много времени, ничего не давая взамен. Еще в 16 лет Анастасия нашла в себе страсть к предпринимательству и открыла свое дело. Под брендом Baker Sweet она стала продавать торты на заказ, объединяя заказчика и исполнителя.

Вложив в дело 10 тысяч рублей, она быстро заработала 20. В 17 лет Анастасия переехала в Москву и нашла частных инвесторов. К концу второго года она планирует выйти на выручку более миллиона рублей.

Фото: Unsplash

Однажды, наводя порядок в классе труда, семнадцатилетний Ирек Махмутов из Альметьевска задумался о том, что, изготавливая поделки на уроках, ученики могут зарабатывать. Школа отнимает много времени, но если мотивировать учеников прибылью, то это поможет им не только заработать, но, возможно, найти себя ‒ стать мастером по дереву, проектировщиком или даже предпринимателем.

Тем школьникам, которые готовы зарабатывать таким образом, предоставляют помещение, сырье и эскизы. Ирек и два его партнера получают 10% комиссии с каждого заказа. Первые продажи стартовали в октябре 2017 года, а уже в 2018 ребята подписали заказы на 200 тысяч рублей.


Выбирает одну дисциплину и совершенствует свои знания в ней

Такие дети часто погружаются в предмет основательно (матанализ, биологию, программирование) и делают это по собственной инициативе ‒ они обладают глубокой заинтересованностью.

В сфере высоких технологий молодые предприниматели сделали немало прорывов.

Так, например, Андрей Терновский в 17 лет создал сервис видеочатов ChatRuolette, поклонниками которого стали более полутора миллионов пользователей. Андрей сам научился программировать и выпустил продукт на голом энтузиазме. Уже потом Google и другие гиганты ИТ-отрасли оценили его компанию в десятки миллионов долларов.

Девятиклассник Петр Куликов уделяет школе не более половины дня (он находится на занятиях до 14:00), а на подготовку домашнего задания ‒ полтора часа. Все свободное время он посвящает изучению кулинарии. Петр ‒ блогер, он изготавливает торты с необычными футуристическими дизайнами.

В 15 лет молодой кулинар бережно относится к времени ‒ он не намерен тратить годы на обучение даже в Le Cordon Blue. Куда рациональнее, считает Петр, посещать курсы и мастер-классы известных шефов в России и за рубежом.

Увлечение электроникой и программированием помогло определиться тринадцатилетнему Савве Осипову, чем он будет заниматься в жизни. Савва, как и все дети, посещает школу, однако большую часть времени тратит на изучение программирования и разработку прототипов.

В 2017 году юный программист вместе со своим отцом разработали игровую консоль необычной формы Wowcube (патент и права на идею оформлены на Савву). Летом 2017 года проект привлек $500 тысяч.


Берется сразу за все и не бросает на полпути

Дети поколения Z отличаются многозадачностью ‒ они берутся за несколько дел одновременно и справляются с ними, чего не скажешь о более старших поколениях, которым сложно концентрироваться на нескольких вещах одновременно.

Примером продуктивного и разностороннего предпринимательства стал на тот момент тринадцатилетний Тимур Кузьмин, который удивил кофейную индустрию, создав IT-решение для американских мини-кофеен.

Фото: Unsplash

Этот проект позволил ему заработать более $300 тысяч. Однако, как истинный предприниматель, он не остановился только на кофе.

В 2017 году Тимур при поддержке своего тренера запустил площадку для спортивных состязаний Vortex Sport. Но и это не предел: в конце 2018 года молодой человек запустил проект цифровых кофе-поинтов с удаленным контролем качества Vortex Coffee.

Виктор Львов из Москвы увлекся строительным бизнесом еще в 13 лет. Изначально он выступал как субподрядчик между заказчиком и строительной компанией ‒ занимался поиском бригад рабочих. Позднее модель изменилась ‒ основным бизнесом стала механизация черновой отделки, это позволило сократить срок ремонтных работ до трех недель.

Фото: Unsplash

С самого начала юному предпринимателю пришлось столкнуться с широким спектром задач: обработкой заказов, поиском и взаимодействием с бригадами, освоением экономики строительного бизнеса.

За октябрь 2017 года выручка предпринимателя составила 795 тысяч рублей, прибыль — 96 тысяч рублей. Сейчас его компания насчитывает семь постоянных сотрудников, а оборот достигает одного миллиона двухсот тысяч рублей в год.


Что делать, если у вашего ребенка есть задатки бизнесмена

Внимательнее относиться к его интересам

Старшие поколения зачастую пренебрегают личными предпочтениями детей, стараясь увлечь их спортивными секциями или иными общепринятыми занятиями. Дети, родившиеся после 1995 года, могут проявлять неординарные интересы (например, освоение кодинга с раннего возраста), и в этом случае важно не препятствовать увлечению.

Помимо поддержки интересов стоит учитывать, что юное поколение очень привязано к интернету, поэтому важно способствовать развитию их коммуникативных навыков в режиме офлайн.

Для этого подойдут любые увлекательные коллективные занятия и поездки (например, тематические детские лагеря на свежем воздухе или летние школы программирования, вроде Алгоритмики).

Готовить к взрослой жизни

Совсем юных зетов можно постепенно подготавливать ко взрослой жизни, где им придется самостоятельно заниматься расходами и сталкиваться с ведением финансовых дел.

Фото: Unsplash

В этом помогает приложение Tinkoff Junior ‒ мобильный банк для детей и подростков, который учит обращаться с личными финансами. Помимо стандартного набора функций, пользователь может выполнять различные задания, которые в приложении ставит перед ним родитель, и получать за это вознаграждение.

Развивать полезные навыки

Так как российская система образования отличается консервативностью, то стоит задуматься о развитии дополнительных навыков, которые будут полезны в быстро меняющемся мире.

Многие молодые предприниматели рекомендуют учить языки, проходить различные полезные онлайн-курсы и набираться опыта, стирая ненужные границы для воплощения самых смелых идей. На таких курсах, как GVA TeenStart, MyStarta, Startup Academy Junior детей учат основам экономики, маркетинга, управления и другим полезным предметам, которых не дают в обычных школах.

Вы можете и сами научить подростка основным принципам предпринимательства: ставить конкретные цели, анализировать ситуацию, взвешивать все «за и против». Хорошую помощь оказывают полезные книги «Бизнес с нуля» Эрика Риса и «Открывая организации будущего» Фредерика Лалу.

Если ваш ребенок уже делает первые попытки открыть свое дело, ему стоит в этом помочь ‒ вместе изучите «внутреннюю кухню» предпринимательства (особенности налогообложения, открытие счета в банке, правила ведения бизнеса для несовершеннолетних), найдите вдохновляющие примеры.

Вывод

Недавние исследования KPMG показали, что 72% детей, родившихся после 1995 года, намерены открыть собственный бизнес. Изобилие цифровых технологий привело к тому, что поколение зетов мыслит и действует в предпринимательском ключе. Эти дети вдохновляются окружающим миром, стремятся создавать новые решения и покорять рынок своими нетрадиционными идеями.

Родителям зетов следует помогать и направлять своих детей, всячески поддерживая их начинания. Это поколение нуждается в особенном подходе в вопросах воспитания и образования, поэтому важно развивать его сильные стороны, обращаясь к полезным книгам, курсам и школам.


Материалы по теме:
Фото на обложке: Unsplash

В нашем Instagram @rusbase сегодня есть на что посмотреть! Подписаться

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

‡агрузка...

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Russian Tech Week
22 мая 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase