Top.Mail.Ru
Колонки

Как сделать классную презентацию за 0 рублей

Колонки
Юлия Слуцкая
Юлия Слуцкая

Соосновательница студии «Метаформа»

Полина Константинова

Юлия и Сергей Слуцкие, сооснователи студии «Метаформа», занимаются созданием презентаций и помогают строить коммуникации M-A-C-S, Skyeng, QIWI и другим компаниям. В этой колонке они дали советы, как сделать сильную презентацию без особых затрат. Спойлер: вы сэкономите деньги, но придется потратить кучу времени.

Как сделать классную презентацию за 0 рублей

Сильные презентации не делаются в такси или в ночь перед выступлением, а дешевые или бесплатные никуда не годятся. Чтобы получить результат, нужно вложить много ресурсов, восполняемых или не восполняемых, — денег или времени.

Классическая дилемма между скоростью, ценой и качеством

Если у вас есть бюджет для презентации, можно делегировать ее студии или агентству. Можно сделать так же хорошо или даже уровнем выше и самому, но тогда надо быть готовым инвестировать огромное количество времени в то, чтобы стать экспертом в презентациях.

Кто бы ни делал презентацию — студия или один человек — все начинается с грамотно выстроенного процесса.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

1. Определите целевое действие

Информирование — это не целевое действие. Новые клиенты, продажи или заявки — вот настоящие цели презентации. PR, маркетинг или рост личного бренда — это тоже цель, и ее нужно подробно прописать.

Определение целевого действия даст вам мотивацию сделать классную презентацию и понимание того, что вы делаете и зачем.

После того как вы разобрались с целевым действием для себя, нужно определить его для ваших слушателей. Придется выкрутить на полную настройки эмпатии и понять, какие люди перед вами, что для них важно.

Просто выйти к людям с монологом «Я классный, вот вам моя услуга» — не сработает. У слушателей изначально нет ресурса воспринимать то, что хотите вы, а не они, ведь принятие новых решений требует энергии.

Найдите точку пересечения, в которой встречаются ваше Я Хочу и Нам Нужно ваших слушателей. Именно здесь случается магия коммуникации — вы находите людей, которые разделяют ваши ценности и мыслят с вами в одной парадигме.

Ответы на эти вопросы помогут создать основу сильной презентации:

Спикер

  • Что я дарю слушателю?
  • Почему я расскажу об этом?
  • Почему для меня это важно?

Слушатель

  • Кто слушатель?
  • Почему это важно для слушателя?
  • Что нового я могу ему рассказать?

Сообщение

  • Какая тема?
  • В чем суть моего решения?
  • Что я хочу, чтобы люди поняли и запомнили?

От того, насколько хорошо вы поработаете на этом этапе, зависит качество финального результата. Нельзя создать большую ценность через форму, если за ней не стоит сильный смысл.

Результат: четко сформулированная цель (в голове и на бумаге).

С помощью XMind Сергей нарисовал подробную майнд-карту по проекту для школы продвинутых коммуникаций MACS, чтобы определить целевое действие для спикеров и слушателей



2. Сделайте сценарий презентации

Вариант А

Не открывайте PowerPoint — доставайте флипчарт, маркеры и стикеры. Сначала выпишите все мысли, которые считаете важными. Повесьте на флипчарт, стену или доску. На каждом стикере должна быть одна идея.

Стикеры — хороший инструмент для работы над сторителлингом, потому что их можно легко менять местами, выстраивать сюжетные повороты и избавляться от ненужных или банальных идей.  

Вариант Б

Включайте диктофон или начинайте рассказывать свою презентацию собеседнику, который будет давать вам обратную связь.

Важно, чтобы на этом этапе вас слушал человек, потому что когда вы открываете ноутбук и начинаете конструировать слайды, вы перестаете общаться.

Презентация — это диалог. Нельзя строить коммуникацию с компьютером и говорить на одном языке с людьми — ведь вместо вас на передний план выходят слайды-картинки.

Результат: базовая структура выступления, которую вы сможете доработать.

Так выглядела структура презентации о беспилотных летательных аппаратах для выступления на форуме МАКС-2017, которую сделал Сергей

3. Добавьте контраст в свою историю

Не засыпайте слушателей всем, что вы хотите сказать, с первого же слайда — создайте интригу ожидания. Иначе никто не будет слушать вашу презентацию.

Лучше всего дела с вниманием слушателей обстоят во время вступления и заключения. Если преимущества и суть продукта оказались в середине презентации, где нет контраста, есть шанс, что самое важное так и останется незамеченным.

Когда в истории нет постоянного сравнения между тем, что есть сейчас и как будет после, то уже после вступления слушатели отвлекаются и смотрят в телефоны, а снова обращают внимание на спикера только к концу презентации.  

Нэнси Дуарте рассказала на TEDxEast, почему презентация не живет без контраста и как добавить его в свою историю:

Какие вопросы нужно проработать, когда вы создаете контраст в презентации?

Контраст со стороны спикера

  • В чем проблема?
  • Как доказать, что она существует?
  • В чем преимущество вашего решения и какие есть альтернативы?

Контраст со стороны слушателей

  • Как это касается слушателя?
  • В чем выгода для слушателя?
  • Какие вопросы/возражения могут быть у ваших слушателей?

Улучшайте свой сценарий: читайте, пересказывайте, избавляйтесь от лишнего, противопоставляйте свои решения и конкурентов, настоящее и будущее, переписывайте сценарий. Чем более важная у вас презентация, тем чаще нужно будет повторять эту последовательность.

Продвигайтесь постепенно, методом прогрессивного джипега. Это значит, что сколько бы ни понадобилось итераций для проработки, ваша презентация должна быть готова в любой момент. Возможно, дизайн презентации еще не проработан на 100%, но все слайды уже готовы — этого более чем достаточно для того, чтобы выйти и рассказать историю.

4. Оформите слайды

Вы на правильном пути. Обычно все сразу открывают PowerPoint — и уже терпят неудачу, потому что начинают с того, что накидывают контент на слайды и пытаются придумать историю поверх него, притянуть за уши какой-то рассказ.

Нужно действовать наоборот: начать с вопроса «Зачем?», подумать о целевой аудитории, собрать структуру рассказа и только потом перейти к дизайну слайдов.

Если ваша презентация для выступления, текста на слайдах должно быть мало или его может не быть вообще — пусть сильная визуализация только подкрепляет ваши идеи. Не нужно иллюстрировать каждую мысль и каждый слайд. Разделите контент на смысловые блоки и визуализируйте их.

Если ваша презентация — для отправки по почте или загрузки на сайт, текста должно быть чуть больше. Исследование Slideshare говорит, что 25-30 слов вполне достаточно. Слайды должны говорить сами за себя, потому что спикера не будет.

Фото: Unsplash

С помощью стикеров соберите прототипы слайдов. Добавьте заголовок и продумайте, где должна быть картинка, когда нужно создать эмоцию или график, который покажет статистику, или схему, чтобы объяснить принцип работы.

Где взять инструменты, чтобы сделать классные слайды

Вырезать фон с картинки, скачать иконки, правильно выбрать и установить шрифты, если вы не дизайнер, поможет подборка бесплатных ресурсов для создания сильных презентаций.

Как избежать ошибок в дизайне слайдов

Этот 10-минутный видеоурок поможет переосмыслить слайды и не делать красивую обертку вместо смысла.

Как понять, что такое хорошо и что такое плохо в мире презентаций

Здесь поможет только насмотренность. Заходите на Pinterest, Behance и Slideshare. Впитывайте прекрасное, вдохновляйтесь и пробуйте повторить в своей презентации.

Презентации для выступления

Нестареющая классика — презентация первого iPhone.

Презентации Apple после Джобса 11 лет спустя.

Илон Маск презентует Tesla PowerWall.

Выступление CEO Skyeng на бизнес-форуме «Атланты».

Презентации для чтения

Визуальная упаковка CRM-системы для продажи.

Классика, проверенная временем — презентация «Смерть от PowerPoint» Алексея Каптерева (включите анонимайзер, чтобы посмотреть).

5. Репетируйте с самого начала

Если вы думали, что репетировать выступление с презентацией нужно только после того, как будут готовы слайды, то, скорее всего, оно пройдет не так классно, как вы хотели бы.

Спикеры TED Talks начинают репетиции за полгода до выхода на сцену, и этот ингредиент делает их выступления настоящим блюдом высокой кухни, по сравнению с которым остальные презентации смотрятся как еда из школьной столовой.

Репетируйте, как только будет готов первый черновик сценария, — и не останавливайтесь до дня перед выступлением.

За час до выхода на сцену вам останется только приехать на площадку и протестировать работу оборудования, освоиться на сцене и настроиться на выступление.

Три совета для выступающих с презентацией

  • Честно ответьте себе на вопрос: «Зачем я делаю эту презентацию?».
  • Когда вы начинаете думать над слайдами, пользуйтесь аналоговыми инструментами — стикерами и маркерами.
  • Как можно позднее переходите в PowerPoint, потому что презентация — это работа над донесением смысла, а не версткой слайдов.

Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Проблема в нехватке мозгов»: почему нейросети не заменят старших разработчиков
  2. 2 Почему ваша программа лояльности не работает: 5 причин
  3. 3 Как загрузить приложения, которых нет в сторах
  4. 4 «Так рано?»: как просить отпуск на новой работе
  5. 5 Как поддержать сотрудников с тревожно-депрессивными расстройствами
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти