Top.Mail.Ru
Колонки

Изоляция по-китайски: что делать бизнесу, чтобы решить проблемы логистического кризиса

Колонки
Вадим Боков
Вадим Боков

Основатель CGPods

Анастасия Удальцова

В марте 2022 произошла новая вспышка коронавируса в КНР, которая только недавно начала ослабевать, а сотрудники выходить с карантина. Однако последствия китайского локдауна предприниматели чувствуют на себе до сих пор — сложности с логистикой, удорожание перевозок и разрушение выстроенной цепочки поставок. 

Ситуацию усугубляют и санкции. О том, какие трудности есть у предпринимателей, работающих с китайскими партнерами, и как можно решить проблемы с логистикой, рассказал Вадим Боков, основатель тюменского бренда наушников CGPods.

Изоляция по-китайски: что делать бизнесу, чтобы решить проблемы логистического кризиса
  1. Колонки

Зависимость мировых и отечественных производителей от Китая

Многие российские производители зависят от Китая. На Поднебесную приходится около 12% мировой торговли, а торговый оборот в Россию вырос в 2021 на 35,2% и составил $140,705 млрд. Одни запустили OEM- или ODM-производство товаров, другие закупают комплектующие. 

У большинства российских потребителей сложился стереотип, что страну производителя определяет надпись на изделии «Произведено в...». Действительно, в СССР полный цикл сборки осуществлялся на одном заводе, где был укомплектованный штат технологов и инженеров.

Сегодня, в эру широкой международной кооперации, ситуация изменилась: инжиниринг и дизайн товара может быть проделан в одной стране, а физическая сборка в другой. Именно по такой схеме работает ODM-производство: ее используют все крупные мировые международные корпорации, которые активно сотрудничают с китайскими заводами.


Американские бренды тех же ноутбуков HP или Apple разработаны программистами и инженерами в США, но сама сборка производилась в Китае из местных комплектующих.

Получается, на коробке стоит надпись «Made in China», но по факту идея оригинального проекта принадлежит другой стране.


И такую ситуацию можно наблюдать у всех бюджетных моделей брендов электроники, которые разрабатываются в Южной Корее, а их сборка при этом может быть индийской, китайской или вьетнамской.


Читайте по теме:

Город для бизнеса – сервисы и программы для поддержки импортозамещения и развития отечественных технологий

Движение на Восток: как российский производитель устройств для безопасности справляется с новыми вызовами


Есть и второй путь — заказать уже готовый продукт в Китае и выпустить его под своим брендом, никак не меняя при этом начинки.

Большинство локальных отечественных марок портативной электроники так и поступают. Этот процесс существенно проще: не нужно финансировать разработку и нанимать специалистов. Но он сопряжен с рисками.

Главный — это использование низкокачественного материала, комплектующих, практически нулевой уровень инжиниринга и, как следствие, большое количество брака. 

Наш бренд — один из немногих отечественных представителей рынка портативной электроники, кто работает иначе — по схемам, принятым у крупных мировых корпораций.

Мы выстроили полный процесс собственной разработки и запустили контрактную ODM-сборку в Китае. Самостоятельно разрабатываем технологии на основе массово производимых общедоступных комплектующих — например, используем те же микрофоны, которые применяют для наушников в Apple, и проводим полный контроль китайских подрядчиков.

Сейчас реальных альтернатив Китаю как мировому сборочному конвейеру нет.

Китай — это мировая фабрика, где производят практически все товары. Геополитическая ситуация с февраля 2022 года, возможно, повлечет за собой тектонические сдвиги в экономике, обществе, власти и сподвигнет к открытию собственных заводов и фабрик в России.

Но на это потребуется минимум несколько лет и значительные финансовые вложения со стороны государства.

 

Влияние локдауна в Китае и санкций со стороны Европы 

В последние недели десятки городов материкового Китая, в том числе финансовый центр Шанхай, были заблокированы из-за ковидных ограничений. Нехватка линий снабжения очень сильно бьет по экономике, уже вызвала инфляцию и привела к сбоям цепочек поставок по всему миру.

Транснациональные компании не могут закупить комплектующие или заказать изготовление своего товара. Многие компании — Ford, Toyota, Apple — либо приостановили свое производство, либо отправляют товар дилерам с недостающими комплектующими.

Помимо заводов, где изготавливают товары под различными мировыми марками, в Китае еще находится третий в мире по величине порт.

Закрытые границы между китайскими городами, отсутствие работников, которые просто не могут выйти из дома из-за суровых эпидемических ограничений — все это тормозит работу морского транспорта и приводит к серьезным проблемам с доставкой готовой продукции заказчикам по всему миру.

Повысилась цена фрахтовой ставки — и это вызвало удорожание контейнерных перевозок. Промышленное производство в Китае снизилось на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом 2021.

Россия после введения санкций еще больше зависит от поставок из Китая, так как многие европейские компании-изготовители приостановили либо закрыли свою деятельность на территории РФ; сократились авиаперевозки.

Отечественные компании, которые закупали товары в Китае, вынуждены работать со старыми складскими запасами и закладывать больший срок на доставку.

В апреле 2022 мы впервые за три года столкнулись с отсутствием товаров на складах. Активная рекламная кампания последнего года и ажиотажный спрос после введения санкций привели к тому, что все запасы на складах раскупили — объемы продаж были даже больше, чем в предновогодний сезон.

Эти два фактора вызвали дефицит, и пришлось приостановить продажи.

В начале мая нам удалось доставить со сборочного производства в Китае крупную партию собранных наушников, которая шла к нам практически пять месяцев — по плану мы должны были получить ее в марте. При этом месячный запас устройств был раскуплен за две недели.

Если ситуация повторится, и склад снова останется без товара, нам придется опять приостановить маркетинг и продажи. Чтобы сохранить лояльность покупателей, мы думаем о предоставлении скидок тем, кто будет готов ждать следующую поставку. 

Сложно давать прогноз дальнейшего развития нашего бизнеса: слишком много факторов неопределенности. Тут и сохраняющаяся волатильность доллара, и новые раунды ковидных ограничений в Китае, и новые пакеты санкций.

Укрепление рубля в некоторой степени скомпенсировало удорожание и нестабильность логистики, но все равно издержки производства и доставки продукции из Поднебесной выше, чем были до 24 февраля.

 

Пути выхода из логистического кризиса

Есть несколько способов работы в условиях текущего логистического кризиса, которые компании могут выбрать исходя из специфики своих бизнес-процессов.

 

Диверсифицировать каналы доставки товаров

Ни в коем случае не полагаться на один канал (пусть и отлаженный — сейчас «разладка» может произойти в любой момент), непрерывно тестировать новые каналы — быстрые (авиаперевозки) и медленные (контейнерные перевозки на корабле).

Так вы сможете снизить риски на случай неожиданных проблем с логистикой. Используйте интермодальные перевозки и комбинацию разных видов транспорта.

Российские компании меняют логистические маршруты и задействуют железнодорожные грузоперевозки, формируют альтернативные цепочки поставок и сбыта через территорию Беларуси, Армении, Монголии, Турции и других стран.

Но следует помнить, что мощности РЖД ограничены пропускной способностью, поэтому важно постоянно искать новых логистических партнеров в других странах.

 

Диверсифицировать каналы перевода средств

Если раньше перечислить средства китайским партнерам можно было оперативно через SWIFT, теперь с международными переводами возникают проблемы.

Поэтому нужно тестировать разные методы платежей, чтобы оставалась возможность перевести деньги, если один из каналов не будет работать. 

 

Закладывать «запас» времени на производство

Лучше закладывать больше времени на производство с учетом форс-мажоров. Если в прошлом на производство товаров с момента поступления денег на счета китайцев уходило полтора-два месяца, то теперь на это нужно закладывать как минимум три.

Новые вспышки ковида, закрытие фабрик на карантин, сложности с поставкой комплектующих от смежников — все это оказывает влияние на сроки производства. 


Читайте также:

Дефицит и способы его минимизации: как российское машиностроение справляется с санкциями

Производство бумажной продукции в кризис: как выжить без импортного сырья


 

Формировать запасы товара

Из-за проблем с логистикой и увеличением времени производства-поставок нужно формировать складские запасы на два-три месяца вперед.

Если товар технически сложный, заказ лучше формировать с еще большим излишком, чтобы выполнять обязательства перед покупателями на случай брака и необходимости закрыть ремонты. Некоторые компании формируют запасы не только из запчастей, но и из готовых изделий, которые можно продать целиком, разобрать на детали, если возникнут перебои с поставками комплектующих.

 

Повысить уровень контроля за производством

Сейчас из-за невозможности оперативно заменить бракованную партию существенно возросла цена ошибки.

К тому же из-за проблем с поставщиками-контрагентами китайские сборщики могут попытаться производить не согласованные с заказчиком замены узлов и деталей при производстве.

Поэтому желательно постоянное присутствие на заводе/фабрике в Китае контроллера от компании, который будет тщательно следить за производственным процессом.

 

Перенастроить производство и снизить долю импортных составляющих

Для нас, к сожалению, это не вариант — недорогие электронные комплектующие на 95% производятся только в Китае.

 

Оптимизировать расходы

Сейчас в сфере логистики снизить затраты можно с помощью цифровых экспедиторов, которые внедряют новые технологии. Многие системы самостоятельно строят оптимальные логистические цепочки. Это относится и к мультимодальным перевозкам.

 

Заключение

В нынешней ситуации очень важно снизить зависимость от одного ключевого поставщика: например, распределить закупки между несколькими контрагентами.

Локдаун в Китае не относится к форс-мажорным обстоятельствам, и поставщики так или иначе обязаны выполнять условия договора в части поставок. Одни фабрики попали под штрафные санкции, другие увеличили штат в надежде сохранить производительность.

Но знаю, что многим российским предпринимателям из-за закрытия городов в Китае в этом году приходилось поставлять продукцию в обход, через автомобильные переходы соседних провинций. Когда один город был закрыт, они отправляли груз через другой.

Мы работаем с крупными китайскими фабриками в городах Шэньчжэнь и Гуанчжоу и пока не сталкивались с серьезными задержками поставок.

Наша основная сложность — произвести товар в закрытых городах. Обычное время ожидания доставки готового товара не превышает трех недель. Если из-за пандемии закроют все города, через которые мы можем поставлять товар — это увеличит наши задержки, и мы будем вынуждены использовать другие логистические пути.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Мы всеми силами пытаемся сохранить объем продаж и востребованность наших устройств у россиян.

Нашему бренду в какой-то степени повезло: у нас относительно небольшая модельная линейка (четыре-пять наименований) и длинный срок жизни каждой модели (полтора-два года). Плюс все продажи идут без посредников — напрямую через интернет, что существенно сокращает расходы.

Из дополнительных сложностей — наш сервис предполагает безусловную замену бракованного товара на новый. А для этого нам всегда нужно иметь запас произведенных устройств – и это создает дополнительные ограничения.

Однако за счет собственного инжиниринга моделей нам удалось снизить вероятность брака до пары процентов. К тому же срок жизни каждой модели больше срока продаж одной-двух партий — запасы можно держать без давления на цены.

Такая бизнес-модель уже показала свою эффективность. Она помогает нам активно маневрировать в ситуации быстро меняющихся условий работы. 


Фото на обложке: fotohunterShutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!