Канал Work Abroad уже два года публикует зарубежные вакансии, успешные истории иммиграции и интервью с экспертами по поиску работы за границей. Часто там встречаются открытые позиции в стартапах.
Как правило, они дружелюбно написаны, подробно рассказывают о вкладе будущего сотрудника в продукт и предполагают щедрый релокационный пакет. Все это делает работу в стартапе одним из наиболее востребованных способов переезда.
Юлия Сазанович, автор канала, поговорила с русскоязычными фаундерами и HR зарубежных проектов, чтобы разобраться, как работает наем в стартапах и отличается ли он от найма в крупные компании. А еще о том, как отыскать и расположить к себе будущего работодателя.
Содержание:
- Почему люди по всему миру хотят работать в стартапах?
- Где стартапы ищут сотрудников?
- Как стартапы отбирают сотрудников?
- Что такое культурный фит и почему он важен?
- Заключение
Почему люди по всему миру хотят работать в стартапах?
В США пишут о том, как стартапы побеждают в The Great Resignation — тенденции, начавшейся в начале 2021, когда люди массово покидают свои рабочие места в корпорациях.
Главные причины — низкая зарплата, отсутствие возможностей для развития и чувство неуважения на работе. Стартапам остается только разбирать таланты, уставшие от корпоративной иерархии.
Исследование из Нидерландов показало, что даже в «ковидный» год количество рабочих мест в стартапах выросло на 4% – это больше, чем в любом другом секторе, который принято считать стабильным.
Евгений Гранкин, CEO UVL Robotics, которая занимается беспилотными AI решениями для логистики, считает, что появление популярных работодателей среди технологических стартапов (Uber, Slack, Airbnb) в какой-то степени задало тон на мировом рынке труда.
Люди поняли, что из себя представляет технологический стартап и почему не стоит бояться туда идти.
Это подсветило минусы системы крупных компаний — люди быстро устают работать в большой и неповоротливой системе, не могут претендовать на взрывной карьерный рост за короткий срок, а мотивация не предусматривает выдачу опционов/акций.
Где стартапы ищут сотрудников?
Где найти вакансии для белых или голубых воротничков, мы хорошо знаем благодаря крупнобюджетным рекламным компаниям сайтов для поиска работы. Однако я редко нахожу позиции в стартапах для публикации в канале именно там.
Часто добывать их приходится буквально вручную — от проекта к проекту.
Ира Сенкевич, HRD Prisma Labs, просит соискателей тоже быть проактивными в поиске стартапа для работы. Она говорит, что иногда приходится слышать, что проектов мало, но это не совсем так. Просто не у всех крутых команд есть ресурсы на активное HR-продвижение.
Она рекомендует соискателям читать медиа про стартапы, предпринимательство, технологии, чтобы узнавать, что происходит на рынке, какие проекты там есть и чем они занимаются.
За последние полгода Prisma Labs начали помогать сотрудникам с релокацией на Кипр и сменили стратегию поиска кандидатов: команда попробовала размещать вакансии в TG-каналах и «хантить» сотрудников в чатах по релокации.
Оказалось, это работает эффективнее и дешевле найма через hh.ru. Однако они продолжают активно пользоваться LinkedIn.
UVL Robotics для найма используют разные источники: локальные сайты стран, специализирующиеся на IT-платформах — GitHub, stackoverflow, социальные сети и мессенджеры, включая «ВК» и Telegram.
Еще работает сотрудничество с техническими учебными заведениями, бизнес-инкубаторами, нетворкинг с кандидатами на отраслевых форумах и выставках. Проект поддерживает сотрудников в релокации — в страны Ближнего Востока и Европу.
С переездом сейчас помогают многие стартапы — это тоже может быть еще одной причиной возросшего интереса к стартапам среди специалистов из СНГ.
Новым сотрудникам небольшой команды Егора Яковишена, сo-founder проекта Between, тоже важно быть готовым к релокации. Сейчас люди в команде раскиданы между Сербией, США и Россией, но скоро у них появится основной «хаб» в Белграде.
Between — проект на ранней стадии и ищет фулстэков, причем не только в плане технических скиллов, но и по духу. Для этого используют собственный нетворк, TG-каналы, работают с рекрутерами и агентствами.
Несколько других профильных ресурсов, которые могут помочь вам с поиском:
- EU-Startups – работа и стажировки в европейских стартапах.
- Angel Co — платформа, для стартапов и инвесторов.
- Y Combinator — акселератор и комьюнити для стартапов.
Как стартапы отбирают сотрудников?
Это следующий вопрос, возникающий, когда пул интересующих проектов и их вакансий собран.
Формат отбора соискателей сильно продиктован корпоративным миром, ведь еще с университета молодые специалисты окружены вниманием HR из корпораций. Это формирует определенный образ подготовки кандидатов к отклику, написанию сопроводительных писем и прохождению последующих этапов.
Чего же им ожидать от рекрутмента стартапов и как лучше подготовиться к этому?
Читайте по теме:
Как найти работу, соответствующую вашим навыкам: семь советов
Как составить резюме в ИТ-компанию — инструкция
Обращаем на себя внимание
Один из самых частых советов, которым с нами делятся рекрутеры и карьерные консультанты — написание персонализированного сопроводительного письма и резюме. И актуальности эта рекомендация не теряет.
Ира Сенкевич, HRD Prisma Labs, считает, что не все соискатели ей следуют, потому что это сложно и не всегда актуально.
У Prisma Labs есть опыт найма, когда сопроводительное письмо попало в точку: девушка показала, что весь ее предыдущий опыт релевантен для продуктов компании, и объяснила, почему хочет работать именно там.
Получается, что персонализация действительно работает тогда, когда ты можешь и хочешь показать, что у вас с компанией настоящий «мэтч».
Другой способ заставить компанию обратить на себя внимание — рекомендации.
Сила третьих связей работает гораздо лучше холодной рассылки резюме. Рекрутеры часто видят только свою цель — закрыть конкретную вакансию. Если кто-то сможет порекомендовать вас менеджерам, то коммуникация будет перспективнее.
Ожидаемый опыт
Европейские стартапы рассказывают, что сложнее всего им закрывать вакансии в инжиниринге — 60%, Product-менеджменте — 35%, продажах и HR — около 30%.
Какой же бэкграунд они ожидают увидеть у потенциальных сотрудников?
IT-специалисту в стартапе важно уметь сформулировать задачу и довести ее до конца.
Егор Яковишен, сo-founder Between, говорит, что необходимый продуктовый склад ума формируется, когда человек сам работал над созданием чего-то. Это может быть прошлый опыт предпринимательства.
Даже неудачный он показывает, как человек мыслит, что у него есть амбиции. Или же опыт в компании, в ее R&D-подразделении или лаборатории, где делают какие-то свои внутренние проекты.
Для развития продаж и маркетинга стартапам интересно привлекать кандидатов ранее работавших в международных корпорациях.
Евгений Гранкин, CEO UVL Robotics, рассказывает, что они привносят системность, более зрелый подход к переговорам с клиентами и закрытию сделок, потому что умеют выстраивать долгосрочные взаимовыгодные отношения, от чего зависит показатель CLV (Customer Lifetime Value), влияющий на рост капитализации.
Что такое культурный фит и почему он важен?
Стартапами движет видение — для достижения амбициозных целей и развития нестандартных продуктов каждому из них требуется особенная культура. И культурный «мэтч» настолько же важен, как и совпадение ваших навыков с описанными в вакансии.
Исследование MITSloan показывает, что за первые полгода 2021 в компаниях со здоровой репутацией в культуре утечка сотрудников была ниже средней. У менее спокойных игроков на рынке, включая технологичные стартапы вроде Tesla или Nvidia, текучка кадров выше.
Культура стартапа тоже может оказаться токсичной, пусть мы и привыкли считать их непременно гибкими, дружными и обязательно «бирюзовыми» организациями.
Как соискателю понять культуру команды еще до отклика или на этапе отбора?
- Читайте описание других вакансий компании.
Но еще это позволит вам понять, как в проекте распределяются обязанности и ответственность.
- Найдите профили сотрудников компании в LinkedIn и пообщайтесь с ними напрямую.
- Посмотрите интервью или статьи фаундеров в СМИ.
Но все эти шаги могут оказаться бессмысленными, если вы сами не понимаете, какая среда подходит вам. Поэтому, если уж вы решили искать культурный «мэтч» с командой, начните с понимания того, в какой атмосфере комфортно работать вам.
Это же пригодится, когда уже стартапы будут пытаться раскусить вас.
Как стартап проверяет культурный фит кандидата?
По мнению Егора Яковишена, сo-founder Between, проверить его на этапе резюме практически невозможно — нужна личная беседа, поэтому он сам проводит звонки-знакомства с кандидатами.
Вопросы «что для тебя важно?», «в чем твоя суперсила?» и «что тебя является красным флагом?» помогают быстро понять, «наш» это человек или нет.
Для стартапа, например, красный флаг, когда соискателю интересны только зарплата и соц.пакет. В проектах на ранних стадиях каждый сотрудник должен быть немножко предпринимателем: те, кто хочет выходить за рамки своих прямых обязанностей, готов проявлять инициативу, брать больше ответственности, кто искренне болеет за продукт.
То, насколько человек осознает специфику работы в стартап-среде — важный аспект культурных ожиданий. Да, кандидаты из корпораций нужны, но бывает, что они пока не готовы к смене культуры.
Евгений Гранкин, CEO UVL Robotics, рассказал, как однажды собеседовал кандидата на позицию директора по продажам. Первыми вопросами специалиста были: на какую зарплату он может рассчитывать, сколько человек будет в подчинении?
По мнению CEO, такие вопросы типичны для кандидата с бэкграундом в корпорации. Стартапу же важно собственное понимание кандидата о том, сколько он может заработать для компании, и как он сам видит свою идеальную команду сейлзов.
Заключение
Работать в стартапе — возможность реализовывать амбиции, расти и действительно влиять на продукт и курс развития проекта. Чтобы найти свое место, нужно подойти к этому очень осознанно.
Фаундерам нужно, чтобы их сотрудники по-настоящему любили продукт, они ищут не только профессионалов, но и единомышленников. И это, пожалуй, одна из ключевых особенностей их найма.
Читайте также: Релокация и удаленка: вакансии в зарубежных компаниях с русскоязычными корнями
Целенаправленный и последовательный подход поможет вам запомниться рекрутеру или CEO и выделит вас среди других кандидатов. Нетворкинг и рекомендации помогут и найти работу и зарекомендовать себя.
А вот холодная рассылка резюме — совсем не для стартап-среды.
Место в проектах есть для разных кандидатов, будь то выходцы из корпораций или бывшие предприниматели.
Но для заветного оффера вы должны совпасть с проектом не только по компетенциям, но и по культуре. Для этого нужно изучить стартап еще до отклика, чтобы понять, как вы сможете вложиться в развитие его продуктов, и хотите ли стать частью его истории.
Фото на обложке: GaudiLab /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter