Колонки

Ребрендинг с минимальными вложениями в кризис: 3 вещи, на которых можно сэкономить

Колонки
Роман Горбачев
Роман Горбачев

Генеральный директор «Логомашины»

Анастасия Удальцова

Раньше у компании была возможность не меняться десятки лет, а сейчас брендам важно адаптироваться к непостоянной экономической ситуации. И делать это в том числе с помощью ребрендинга. 

Роман Горбачев, основатель и директор дизайн-студии «Логомашина», рассказывает, на чем компания может сэкономить при ребрендинге, а на что нужно всегда выделять деньги.
Ребрендинг с минимальными вложениями в кризис: 3 вещи, на которых можно сэкономить
Присоединиться

 

Содержание:

 

Ситуации, когда компании нужен ребрендинг

  • Нужно изменить целевую аудиторию или соответствовать старой. 

Сейчас доходы населения падают, поэтому люди ищут более дешевые или универсальные альтернативы привычным товарам.

Брендам нужно отслеживать потребности целевой аудитории и адаптироваться под их ценовые предпочтения, чтобы оставаться востребованными. 

  • Нужно выйти на новый рынок. 

Некоторые российские компании переносят бизнес в другие страны.

При выходе на новый рынок компании нужно оценить, как ее будут воспринимать люди другой культуры и языка. 

  • Нужно вывести на рынок новый продукт или услугу.

С уходом международных компаний с российского рынка освобождаются новые ниши. Некоторые бренды пользуются ситуацией и завоевывают новых потребителей.

Например, ТВ-провайдер «Дом.ру» решил трансформироваться в цифровой сервис: чтобы показать изменения потребителям, компания провела ребрендинг.

 

На чем нельзя экономить при ребрендинге

На анализе

Ребрендинг без этапа исследования будет неудачным: бренд может стать похожим на конкурентов или неактуальным для аудитории.

Аналитический этап помогает отстраиваться от конкурентов, разобраться в особенностях и потребностях аудитории. Как правило, на этапе исследования анализируется узнаваемость бренда, лояльность потребителей и айдентика — логотип и фирменный стиль компании. 


Читайте по теме:

Мне не верит аудитория: пять ошибок в брендинге

Может ли ребрендинг решить репутационные проблемы компании?


Бренд в дальнейшем будет строится, опираясь на результаты анализа, поэтому компании не стоит экономить на этом шаге. Если первый этап будет сделан некачественно, дальнейшая работа может быть проделана зря.

Не исключено, что агентство или штатные дизайнеры в процессе анализа выяснят, что компании вовсе и не нужен ребрендинг. 

 

На разработке стратегии 

После аналитического этапа идет не менее ответственный шаг: формирование стратегии бренда, которой будет придерживаться компания.

В стратегии должно быть указано, какие составляющие бренда поменяются и как будет выглядеть финальный образ компании. 

В основании пирамиды бренда находятся его атрибуты: название, логотип, слоган, цвета и шрифты — то, что вступает с пользователем в контакт в первую очередь.

Этажом выше — рациональные и эмоциональные преимущества, ценности и позиционирование — то, что считывает пользователь при контакте с брендом.

И, наконец, верхушка пирамиды — это суть бренда, его основная идея — что чувствует пользователь при взаимодействии с брендом. 

 

На дизайне

Визуальный стиль – важный способ коммуникации бренда с потребителями.

Дизайн компании должен быть выдержан в едином стиле, чтобы создавать у клиента целостный образ. Не каждый специалист сможет органично выразить идею бренда с помощью дизайна, поэтому на квалификацию и навыки исполнителя вам нужно обратить особое внимание.

Выбрать подрядчика, который точно справится с задаче, поможет портфолио: не стесняйтесь запрашивать у дизайнера примеры проектов из вашей сферы, чтобы понять, как он работает с компаниями-конкурентами. 

 

На брендбуке

Все графические элементы: логотип, фирменные цвета, шрифты, паттерны, а также инструкции по использованию нового визуального стиля дизайнеры собирают в брендбук.

Этот документ в дальнейшем будет помогать подрядчикам и сотрудникам придерживаться визуального стиля компании, создавать единый образ бренда у аудитории.

Стань профессиональным дизайнером — большой выбор программ обучения можно найти в каталоге курсов дизайна.

Мы не увидим желтый цвет на сайте «Сбера» или зеленый в приложении «Тинькофф»: правила использования цветов на фирменных носителях закреплены в брендбуке. 

Нельзя экономить на создании брендбука, потому что это опорный документ для визуальной коммуникации бренда.

Брендбук «Додо Пиццы», например — это целый портал, где собраны все характеристики бренда: от ценностей и аудитории до логотипа и джингла. 

Легкий доступ к брендбуку и подробные рекомендации помогают поддерживать единый визуальный стиль сети заведений во всех странах. 

 

На чем компании можно экономить при ребрендинге 

На дизайне фирменных носителей

Предметы, на которых будут нанесены визуальные элементы бренда, называются фирменными носителями. Это точки контакта с потребителями: взаимодействуя с ними, люди «касаются» бренда.

Например, на сайте или в точках продаж. 

Обычно агентства включают в стоимость дизайн нескольких фирменный носителей: брендирование остальных может быть за дополнительную плату.

Не обязательно заказывать дизайн всех фирменных носителей у команды, работавшей над ребрендингом. Если у компании есть брендбук, с брендированием точек контакта компании и потребителя справится любой исполнитель: например, штатный дизайнер или фрилансер

 

На печати мерча

Некоторые компании после того как сменили айдентику стараются как можно скорее обновить фирменные толстовки, визитки или офисные кружки.

Желание вполне логичное, но не в кризис: чтобы сэкономить на ребрендинге, бюджет на печать носителей стоит сократить. 

Напишите список предметов, с которыми точно будут взаимодействовать ваши клиенты и команда: возможно, печать некоторых позиций — кружек, ручек и блокнотов — может подождать лучших времен.

Но если без носителя обойтись нельзя, что лучше склонить свой выбор в пользу более простого исполнения: без сложных техник и дорогих материалов. 

 

На дизайне иконок и иллюстраций 

Иллюстрации помогают дополнить визуальный образ бренда, сформировать у клиента ассоциацию с компанией.

Их можно разработать специально под потребности компании, а можно скачать с фотостоков.

У «Логомашины», например, есть десятки иллюстраций с маскотом — Логомашинкой. Картинки с ней используются в статьях и постах для соцсетей. 

У кастомизированных иллюстраций и маскотов больше шансов запомниться пользователю: дизайн уникален и зачастую в нем используются элементы фирменного стиля компании, например, цвета или паттерн.

Однако иллюстрации и иконки — не предметы первой необходимости при ребрендинге. В кризис их разработкой можно пренебречь и воспользоваться готовыми решениями. 

 

Где искать качественные иллюстрации и иконки для дизайна

Мы собрали небольшую подборку бесплатных сервисов, которые вы можете использовать, чтобы не разрабатывать иллюстрации и иконки самостоятельно.

Главное, что все они работают: мы пользуемся ими практически каждый день. 

  • DrawKit. Большая коллекция иллюстраций в формате SVG. Все иллюстрации выполнены в двух стилях: в ярком цвете и в виде черно-белого наброска.
  • Freepik. Сайт с качественными фотографиями, векторными иллюстрациями, иконками и PSD-файлами для творческих проектов.
  • Animated Icons. Сайт с изображениями формата GIF, AE, которые можно использовать в коммерческих и некоммерческих проектах при указании ссылки на источник.
  • CoreUI icons. Сервис с сотнями иконок разных форматов: PNG, SVG, TTF.
  • Flaticon. Сайт, где можно найти семь миллионов иконок разных форматов: PNG, SVG, EPS, PSD и CSS.
  • Streamline. Сайт со 120 тыс. геометрических иконок в формате PNG, SVD, PDF.

 

Чек-лист: нужно ли что-то менять и как сделать это с минимальными вложениями

Сейчас во время кризиса компаниям важно понимать, как оптимизировать расходы.

Если бизнесу необходимо провести ребрендинг, это можно сделать с минимальными вложениями, однако стоит помнить что, на некоторых этапах нельзя экономить. 

Определите, подходит ли ситуация в вашей компании под один из вариантов: 

  • Нам нужно поменять целевую аудиторию; 
  • Наша целевая аудитория изменилась, мы должны адаптироваться к ее новым потребностям; 
  • Мы выходим на новый рынок; 
  • Мы запускаем новый продукт.

Читайте также:

Узнай, если сможешь: какие тренды запомнились в дизайне логотипов

Как разрушить миллиардный бизнес за 10 секунд: история Джеральда Ратнера


Если вы нашли себя в одном из варианте, переходите к следующему шагу — ребрендингу. 

  1. Проанализируйте рынок, свою аудиторию и конкурентов: это поможет выстроить позиционирование, которое будет актуально для аудитории и уникально для конкурентов.
  2. Разработайте платформу бренда. На этом этапе нужно определиться с названием, ценностями, преимуществом и позиционированием, сформулировать суть бренда или его главную идею.
  3. Разработайте айдентику и зафиксируйте правила ее применения в брендбуке. На этом заканчивается часть, на которой нельзя экономить при ребрендинге: логотип, фирменный стиль и брендбук — must have для компании. 
  4. Разработайте дизайн основных фирменных носителей — точек контакта вашей аудитории и бренда: например, сайта, соцсетей, упаковки. Второстепенные носители — мерч и подарки — можно забрендировать потом.
  5. Разработайте фирменные иллюстрации, если позволяет бюджет. Если нет, воспользуйтесь стоковыми: в кризис дополнительная разработка кастомных иллюстраций может серьезно отразиться на общих затратах на ребрендинг. 

Иллюстрации предоставлены автором

Фото на обложке: Dragon Images / Shutterstock

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Программа лояльности клиентов: что это и какие цели бизнеса решает
  2. 2 Как написать коммерческое предложение
  3. 3 «Алексей, ваш дизайн выглядит ужасно». Каких фраз избегать в деловой переписке
  4. 4 Как и зачем интегрировать чат-боты в систему 1С
  5. 5 Фейковая миссия: 3 компании, которые поплатились за предательство заявленных ценностей
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти