Все организации, которые владеют собственным производством, имеют те или иные активы материально-производственных запасов для ведения бизнеса. Существует закрепленный законодательно регламент приемки запасов и ведения их учета.
Вопросами оформления движения МПЗ в организации занимаются профессиональные бухгалтеры. В статье рассмотрим правила учета материальных ценностей компании, их проводки и списания.
Содержание
Что называют МПЗ?
Материально-производственные запасы компании — это ее ресурсы, которые направляются на ведение бизнеса, изготовление продукции, оказание услуг или работ по контракту либо на собственные нужды предприятия.
Итак, запасами компании принято считать:
- Всю произведенную предприятием продукцию и разного рода товары, которые предназначены для реализации, а также комплектующие и запчасти к изделиям.
- Сырье, которое нужно для производства товаров, услуг или разного рода работ. Например, топливо, тара, инструменты, спецодежда.
- Различные активы, которые числятся как незавершенное производство.
- Товары, которые приобретены для перепродажи.
- Объекты недвижимого имущества, а также любой вид интеллектуальной собственности, которые были куплены или созданы в период деятельности компании.
Следует отметить, что существуют материальные ценности организации, которые по закону не относят к производственным.
Среди них можно выделить запасы, которые:
- не принадлежат организации, а находятся в ней только на хранении или на сервисном обслуживании;
- получены некоммерческой организацией (НКО) для передачи в дальнейшем третьим лицам;
- используются в организации для собственных хозяйственных нужд (всевозможные принадлежности для офиса, канцелярия, подарки для сотрудников).
Учет материально-производственных запасов
Регламент ведения бухгалтером учета материальных запасов компании, закрепленный в законодательстве, предписывает проводить его правильно и оформлять должным образом. Правила, принятые в компании на этот счет, должны быть прописаны в учетной политике предприятия. Причем организациям разрешается формировать ее самостоятельно. Главное — соблюдать требования существующих законов.
Учет МПЗ призван выполнить определенные бухгалтерские задачи:
- Документировать операции, которые отражают движение сырья и иных материальных запасов компании. Важно делать это вовремя и в соответствии с действующими нормативами.
- Подсчитывать все расходы, которые были направлены на их формирование. Отражать затраты в документах.
- Оплачивать материалы и сырье. Также контролировать те запасы, которые еще находятся в пути.
- Контролировать запасы в компании и на ее складах.
- Считать остатки запасов.
- Выявлять излишки сырья. Следить за соблюдением при хранении материалов на складах правил и норм.
Стоимость материально-производственных запасов зависит от того способа, которым они поступили в компанию. Приемка материальных запасов производится по фактической себестоимости.
Себестоимость запасов зависит от их вида. Если производственные материалы приобретены у производителя, то в стоимости будет значиться та сумма, что была фактически потрачена на их покупку (за вычетом НДС). Если компания изготовила продукцию самостоятельно на своем производстве, то необходимо указать фактические затраты ее изготовление.
Читайте по теме:
Что делать при недостаче или излишки товара при проведении инвентаризации
Как провести инвентаризацию в организации
Оценка материально-производственных запасов в коммерческих компаниях должна проводиться на отчетную дату по фактической себестоимости или чистой стоимости продаж. Причем должен быть выбран и указан меньший показатель. Тем компаниям, которые ведут упрощенный вариант учета, разрешено оценивать запасы по фактической себестоимости. Торговля в розницу должна отражать в учете продажную стоимость с поправкой на наценку. Тогда как в балансе отражается стоимость товаров без нее.
Классификация материально-производственных запасов
Производственные запасы материальных ресурсов компании могут относиться к следующим категориям:
- Необходимые для производства товаров материальные запасы.
- Возвратные отходы и источники энергии.
- Вспомогательные ресурсы.
- Комплектующие для товаров и упаковка для них.
- Покупаемые компанией полуфабрикаты.
- Хозяйственный инвентарь, который нужен в процессе производства.
При проведении учета надо помнить, что единицей учета МПЗ может считаться не только используемый в номенклатуре код, но и номер партии, инвентарный номер или группа. Очень важно при ведении учета указывать полную информацию по материальным запасам и прописывать способ их контроля.
Компаниям можно самостоятельно выбрать категории из классификации при проведении учета. Названия учетных единиц в бухучете при необходимости разрешено изменять.
Документы, которые сопровождают учет поступления МПЗ
Официальная документация для проведения учета бухгалтерами компании используется типовая. Материально-производственные запасы организации при поступлении на ее склады должны быть поставлены на учет. Для этой процедуры используются:
- Приходный ордер. Этот документ по форме М-4 должен оформляться в момент поступления от поставщика к получателю. Заведующий складом обязан проверить количество полученных материальных ценностей при доставке.
- Акт о приемке. Оформляется по форме М-7. Он должен быть выписан, если поставки являются неотфактурованными. Также документ должен быть составлен в случае выявленной разницы в количестве запасов, привезенных на склад.
В этом случае важно соблюсти предписанный регламент. Документ делается только в присутствии представителей поставщиков или независимых свидетелей, а также созданной для этого комиссии. Составляется он в двух экземплярах:
- для бухгалтерии организации, чтобы она смогла официально внести суммы на счет;
- для маркетологов, чтобы те составили поставщикам рекламации.
Следует знать, что для сырья и иных запасов, которые были доставлены на склад автомобильным транспортом, первичной документацией станет товарно-транспортная накладная, оформленная в 4 экземплярах. Это количество документов нужно для того, чтобы:
- иметь возможность списать материальные активы у поставщика;
- рассчитаться с перевозчиками за выполненный заказ;
- приложить экземпляр к маршрутному листу.
Важно уточнить, что организации не запрещено использовать в работе и самостоятельно разработанные формы документов. Также разрешено объединять их, чтобы сократить их общее количество. Движение материальных ценностей внутри компании закрепляется в требовании. Чтобы оформить те расходы, что были понесены в процессе производства, существует несколько основных документов:
- Если процедура проводится один раз, то достаточно выдать требование на отпуск сырья.
- При регулярном использовании материалов для их поставки со склада должна в обязательном порядке оформляться лимитно-заборная карта. За это отвечает отдел маркетинга.
- В случае передачи ценностей иным компаниям выписывается накладная. Основанием для этого может служить подписанный контракт на поставку.
Проводки при учете МПЗ
При ведении хозяйственной деятельности, независимо от основного рода деятельности предприятия, неизбежно происходит движение МПЗ. По этой причине по всем совершенным операциям с запасами должны существовать оформленные проводки. У каждой компании в бухгалтерском учете любое движение материалов должно иметь отражение. Даже если это простое использование топлива, расход канцелярских товаров или использование инвентаря и инструментов. Алгоритм такого учета известен профессиональному бухгалтеру.
Проводки при списании запасов могут быть следующими:
- материалы направлены в производственный процесс;
- сырье было испорчено, похищено или устарело;
- МПЗ направлены на общехозяйственные нужды;
- запасы выбыли из компании в результате безвозмездной передачи;
- материальные ценности были утрачены в результате стихийных бедствий.
Списание МПЗ
Материально-производственные запасы разрешено списывать с учета в том случае, если:
- одновременно признается и выручка, которую организация получила от продажи продукции из этих запасов;
- сырье, материалы, комплектующие и прочее выбыли по иным обстоятельствам;
- существуют обстоятельства, подтверждающие отсутствие прибыльности материалов в перспективе.
Ведение учета расходов при реализации продукции и по иным обстоятельствам должны проводиться раздельно. Важно знать, что если был изменен вид запасов в процедуре бухучета, то это недостаточное основание, чтобы его списывать. Например, переквалификация сырья в готовую продукцию.
Читайте по теме:
Рентабельность в бизнесе: что это и как рассчитать
Отличия бухгалтерского от финансового отчета
Нужно прописать в учетной политике организации, как именно списывать МПЗ. Процедура должна проводиться последовательно. Если в течение года выбранный метод не отменен на уровне законодательства, то и компания изменить его не сможет.
Следует знать особенности каждого из таких методов, чтобы сделать правильный выбор:
- С помощью ФИФО возможно в себестоимости проданной продукции учитывать стоимость самых ранних по времени закупок материалов и сырья для ее производства.
- С помощью СЕЗ можно списать запасы по той же стоимости, по которой ранее они были приобретены.
- Если МПЗ компании очень разнообразны, то реальным помощником станет удобный СРС.
Разработанные автоматизированные системы учета и созданные с их помощью алгоритмы списания, упрощают процесс работы. Инвентаризация материально-производственных запасов может носить обязательный характер, то есть на уровне закона есть предписание.
Также она может потребоваться для решения конкретных задач в процессе проведения учета. Для процедуры привлекается специальная комиссия, оформляются описи и ведомости. Разрешено применять современные программы, чтобы автоматизировать процесс.
Разница между МПЗ и ТМЦ
Эти понятия довольно часто используются в специализированной документации. До 2021 года действовал ПБУ, регламентирующий процедуру учета ценностей, что отражалось даже в его названии — «Учет материально-производственных запасов».
Потому понятие МПЗ имеет большее распространение. Сейчас принятый обновленный ФСБУ, содержащий ряд принципиальных поправок, тоже регламентирует процедуру учета запасов. Можно с уверенностью говорить, что по своей сути понятия МПЗ и ТМЦ одинаковы.
Оба термина сегодня не фигурируют в типовых документах. Для обозначения материальных ценностей организации термин «запасы» закреплен в законодательстве, хотя на практике могут использоваться и прежние понятия.
Итог
Активы компании включают в себя немалую долю МПЗ. Потому так важно на любом предприятии вести учет материально-производственных запасов правильно и в соответствии с требованиями законодательства.
Регламент этих процессов отражен в ФСБУ 5/2019. Были внесены значительные правки и обновления в правила учета запасов. Первичные документы должны оформляться при любом движении МПЗ и отражаться в бухучете проводками. Чтобы составить первичные документы, формы могут использоваться типовые или разрабатываться компанией самостоятельно.
Фото на обложке: alvarez / Getty Images
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter