Забудьте о летающих автомобилях – будущее за пассажирскими дронами

Расскажите друзьям
Светлана Зыкова
Алексей Зеньков

Возможно, летающие автомобили так и останутся несбыточной мечтой. Нас ждет другое будущее – пассажирские беспилотники, которые смогут перевозить людей без остановок на подзарядку и постороннего вмешательства. И скорее всего, это будущее наступит совсем скоро.

Издание TechCrunch рассказало о нашем будущем с пассажирскими дронами, а мы спросили экспертов, возможно ли в России их использовать.

В 1924 году на страницах июльского номера журнала Popular Science прославленный американский летчик Эдди Рикенбекер пообещал читателям ожидать «летающих автомобилей в следующие 20 лет». Летающая машина Рикенбекера должна была обладать убирающимися крыльями длиной 3,8 м, пригодным для плавания корпусом и колесами, которые бы позволили передвигаться по стремительно растущей сети автодорог Соединенных Штатов.


«Летающий» Citroen DS из фильма «Фантомас разбушевался», 1965 год. Фото: IMDb


Прошло уже 93 года, но автомобили летать так и не научились. Однако все это время придуманная Рикенбекером концепция «самолета с колесами» определяла наше понимание летающего автомобиля. Это видение, которое десятилетиями культивировалось в поп-культуре и копировалось инженерами, сдерживало ход прогресса.

Настоящими «летающими автомобилями» станут пассажирские дроны.

Правда, они не будут разъезжать по дорогам – они будут только летать и воплотят в себе лучшее из технологий автономного управления, проектирования беспилотников и программ для совместных поездок.

Мы сможем увидеть их в небесах уже совсем скоро, возможно, даже в ближайшие десять лет. Летающие машины в том виде, в котором мы привыкли их понимать, не имеют будущего, в то время как для развития пассажирских дронов не существует жестких границ.


Простая часть плана

Если вы собирались рассекать по воздуху в своем личном летающем автомобиле, то этим мечтам вряд ли суждено сбыться. Если бы каждому владельцу такого транспорта приходилось летать по 40 часов только для получения лицензии пилота, это бы не имело перспектив. Пассажирские дроны должны быть автономными, и сделать это проще, чем кажется.

Всего через три-пять лет Tesla, Google, Uber и другие игроки рынка беспилотных автомобилей представят технологии, доступные для широкого рынка и не требующие вмешательства человека. Все алгоритмы машинного обучения, датчики и системы безопасности с тем же успехом, если не еще проще, можно применять для пассажирских дронов. В сравнении с автомобилями дроны будут встречать на своем пути гораздо меньше препятствий и в то же время будут иметь намного больше вариантов для предотвращения аварий.


Первый пассажирский дрон китайской компании EHang. Фото: YouTube


Не менее важным элементом станет ПО для совместных поездок от компаний вроде Uber и Lyft. Пассажирские дроны будут не по карману большинству, и покупать их будут разве что миллиардеры. Здесь ситуацию спасут приложения, похожие на Uber или Lyft. Пользователь будет вызывать дрон, тот будет забирать пассажира и доставлять в пункт назначения.

Еще один на первый взгляд простой, но неоднозначный вопрос о пассажирских дронах – дизайн аппаратов. Большинство из нас видели либо большие военные дроны с крыльями, либо крохотные квадрокоптеры, которыми управляют любители.

Для перевозки пассажиров требуется сочетание этих характеристик – это должен быть крупный квадрокоптер с фиксированными крыльями, способный переносить существенную нагрузку и при этом маневрировать в сложных городских условиях. Возможно, аппарат должен выглядеть как увеличенная версия дрона-курьера от Amazon.


Сложная часть плана

Разработчики пассажирских дронов продвинулись дальше, чем думает большинство. В июне 2016 года китайская компания EHang получила от властей штата Невада разрешение на испытания первого в мире пассажирского дрона. По информации Guardian, дрон способен подниматься на высоту 3500 метров и двигаться со скоростью чуть больше 100 км/ч, но не дольше 23 минут. В Uber рассчитывают в течение десяти лет запустить сервис перелетов по требованию Uber Elevate. Его аппараты вертикального взлета и посадки (VTOL) во многом похожи на дроны компании Lilium Aviation, которая привлекла $10 млн в ходе инвестиций серии А. Очень скоро к этой гонке технологий могут присоединиться другие производители, такие как DJI, 3D Robotics, Hubsan и даже Amazon.

Если мы сможем дать пассажирским дронам простор для развития, наше представление о персональном транспорте полностью изменится

Эти компании столкнутся с двумя главными проблемами:


Зарядка. На данный момент главной преградой на пути к увеличению продолжительности полета является емкость батарей. Никто не может гарантировать прорыва в области создания батарей, поэтому все решают проблему своими силами.

Для пассажирских дронов должна быть разработана возможность подзарядки в воздухе. Самым заметным прогрессом здесь может похвастаться стартап LaserMotive из Сиэтла, создающий технологию беспроводной зарядки. В 2012 году компания совместно с Lockheed Martin провела эксперимент по увеличению продолжительности полета аппарата Stalker Unmanned Aerial System. Их система «передачи лазерного излучения» помогла продержать дрон в воздухе в течение 48 часов, направляя лазерный луч в солнечные элементы, установленные на аппарате. Таким образом, прирост времени полета составил 2400%.


Еще один прототип пассажирского дрона. Фото: Joby Aviation


Конечно, идея стрелять мощным лазером в небо вызывает некоторые вопросы, но не в случае, если эта инфраструктура позволит минимизировать количество аварий. Города могли бы выделить пространство для полетов беспилотников и ограничить использование лазеров вне его. Система подзарядки в воздухе позволила бы существенно увеличить продолжительность и частоту полетов, поскольку дроны смогли бы выполнять свою работу непрерывно.


Законодательство. К сожалению регулирующие органы пока не спешат придумывать полноценные правила для индустрии беспилотников. В США актуальная версия правил от августа 2016 года требует, чтобы дрон находился в поле зрения и под постоянным контролем оператора. Из-за этого дальнейшее развитие отрасли будет замедлено.

В некоторых странах созданы все условия для использования автономных дронов.

К примеру, в голландском городе Делфт будет создана первая в мире сеть полностью автономных беспилотников с зарядными станциями и пунктами аренды. В Новой Зеландии компании Flirtey и Domino’s запустят первый коммерческий сервис доставки, поскольку законы страны этому не препятствуют. 16 ноября впервые была выполнена доставка пиццы с помощью беспилотника.

В США ситуацию можно было бы исправить, проводя испытания дронов для служб экстренной помощи. Беспилотные аппараты можно использовать для поисковых операций и в ситуациях, где на кону стоит жизнь человека. К примеру, в случае остановки сердца для спасения жизни помощь должна быть оказана в течение шести минут. В то же время среднее время ожидания скорой помощи в Нью-Йорке в 2015 году составило 12 минут. Так почему бы не пойти на риск ради спасения человека, который иначе все равно погибнет?

Подобные испытания в случае их положительного результата помогли бы продавить администрацию и ускорить принятие нужных законов.


В России

Несмотря на то, что недавно у нас в стране запустили конкурс на создание беспилотного летающего автомобиля, нельзя сказать, что работе в этом направлении ничего не мешает. Мы спросили экспертов, какие юридические ограничения пока тормозят развитие пассажирских дронов в России.

image description
Андрей Кузьмин,
адвокат, к.ю.н., старший партнер адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры»

Пробовать применять к таким пассажирским дронам современное законодательство не целесообразно, так как оно не адаптировано под подобные проблемы.

С развитием робототехники перед законодателем встанут следующие проблемы:

  • Определение личности робота с точки зрения правовой системы. Очевидно, что каждый робот будет участвовать в отношениях с людьми. Как минимум по вопросам участия в воздушном движении, взаимодействия с другими роботами и людьми. И тут встает любопытный вопрос — надо ли признавать его равным человеку, создавать фиктивную личность, или квалифицировать этот аппарат как механическую вещь со специфическими функциями. 
  • Однозначно — беспилотные авто, как на земле, так и в воздухе, не смогут поступить в массовое использование, пока не будут определены единые алгоритмы поведения таких авто в движении. 
  • Ну и, наверное, самое очевидное законодательное ограничение — это отсутствие правил массового использования воздушного пространства и обеспечения безопасности людей и города от таких летающих машин. Современные правила гражданской авиации не подходят для регулирования движения тысяч дронов одновременно.

image description
Сергей Воронин,
адвокат

Пассажирские дроны – технология пока новая, в связи с чем еще требует большой доработки. В подобных устройствах чаще всего есть технологии военного назначения, что также накладывает свой отпечаток на их использование. В числе возможных ограничений в применении стоит также отметить, что для управления летательным аппаратом необходимо иметь лицензию пилота, причем действующую. Это относится и к массогабаритным устройствам.

Помимо этого, нужно будет определить технические требования к местам посадки и взлета таких «такси», длительности нахождения в воздухе, а также разработать правила перевозки пассажиров с учетом конструкций самих дронов.

image description
Артур Мурадян,
исполнительный директор Traft

Законодательная проблема является сегодня наибольшим препятствием эффективного развития направления создания беспилотников — как наземных, так и воздушных. В том числе и пассажирских.

Еще 30 марта 2016 года вступил в силу обновленный Воздушный кодекс. В новой редакции Воздушного кодекса водится, например, термин «внешний пилот». При этом в новой редакции 57-й статьи кодекса сказано, что «командиром воздушного судна <...> является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика, внешнего пилота), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа». Именно внешний пилот и будет обладать правами командира воздушного судна. Выходит, что управлять и дроном, и пассажирским беспилотником должен именно внешний пилот с правами.

Главный же вопрос для пассажирских беспилотников — кто несет ответственность за ДТП с участием беспилотных средств. В случае с летательными беспилотниками вопрос пока еще даже не поднимался для проработки. Он актуален повсеместно, и в нашей стране в том числе. Кто должен отвечать за аварию, случившуюся с участием беспилотника, тем более пассажирского: владелец средства, или разработавшая технологию компания, или производитель дронов, изготовивший и продавший его? Законодатели более-менее консолидировано дают ответ.

В резолюционном документе, принятом по итогам работы «круглого стола» в комиссии по информационным системам комитета ГД по наукоемким технологиям в марте 2016 года четко написано: «Сохранить полную ответственность за управление БПТС на водителе (операторе). Отрегулировать данное положение дополнительным пунктом в ст. 264 УК РФ или дополнительным пунктом к этой статье, который будет однозначно транслировать данное изменение». И это пока единственный сколько-нибудь осязаемый ориентир в данной теме. Предполагается, что действие статьи 264 УК РФ также будет распространятся и на оператора воздушных беспилотников.

Также мы предвидим, что серьезно урежет в правах развитие отрасли беспилотных летательных средств антитеррористический закон. Серьезно меняется технологический портрет терроризма в период развития беспилотных систем. Летательный дрон с закрепленной бомбой можно удаленно направить в толпу, а управление пассажирским беспилотником можно перехватить со стороннего компьютера... Эта перспектива и будет пока главным тормозом при проработке законодательной базы.


Символ прогресса

Кино, литература и телевидение уже подготовили нас к тому, что в конечном счете инженеры все-таки создадут общедоступный воздушный транспорт. Хотя многие все еще считают это всего лишь выдумкой из научной фантастики, на самом деле это время может настать совсем скоро.

Пусть мы и не увидим тех летающих автомобилей, что обещал нам Эдди Рикенбекер, в реальности мы получим нечто лучшее. Только американцы теряют из-за пробок 6,9 млрд часов ежегодно. Что еще важнее, беспилотные дроны в экстренных службах помогут спасти тысячи жизней. Если мы сможем дать пассажирским дронам простор для развития, наше представление о персональном транспорте полностью изменится.


Материалы по теме:

В России запустили конкурс на создание беспилотного летающего автомобиля

Airbus подтвердил планы показать свою летающую машину к концу 2017 года

Искусственный интеллект охраняет тебя. Почему вы всегда в безопасности, заказывая Uber

В Сингапуре предложили создать «диспетчерские» для дронов

Галереи по теме:

Uber свернул кампанию с беспилотными авто в Калифорнии и увез их в Аризону



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase