ICO не для всех. Почему вашей компании не стоит с этим связываться

Вячеслав Семенчук
Вячеслав Семенчук

Основатель блокчейн-экосистемы и криптотокена BitCoen

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Вячеслав Семенчук, основатель «кошерной» блокчейн-экосистемы и криптотокена BitCoen, рассказывает, каким компаниям и почему не стоит выходить на ICO.

У каждой компании своя история провала

Провести собственное ICO и привлечь деньги криптоинвесторов сегодня хотят все. В результате новостные ленты пестрят историями провалов:

  • Ушедшие в минус SunContract (блокчейн-платформа для покупки и продажи электроэнергии)
  • Wagerr (спортивные ставки)
  • Судебное разбирательство со швейцарским проектом Tezos

У каждой из этих компаний своя история провала. Однако существуют общие противопоказания для ICO, которые актуальны для любого бизнеса.

 

1. У вас небольшие финансовые возможности

То, что ICO – это легкие деньги, на самом деле, миф. Действительно, еще буквально год назад расходы стартапа на то, чтобы продать покупателям свой токен, были минимальны. Но рынок развивается.

Ежедневно за деньги инвесторов борются около 200 проектов, запустивших ICO или Token Sale.

Минимальный объем затрат на привлечение средств через ICO при наличии собственной компетенции и квалифицированной в вопросах разработки команды составляет уже $300-500 тысяч. Из этой суммы около $100 тысяч вы потратите на юридическое сопровождение.

Насколько я знаю, есть несколько хороших юристов-«уголовников», мечтающих о том, чтобы засудить кого-либо из организаторов ICO, создать прецедент и сделать себе на этом имя. Поэтому пренебрегать качественной юридической защитой проекта не стоит.

Кстати, хороший юрист вам, скорее всего, посоветует проводить Token Sale, а не ICO. Для вас и для покупателей вашей монеты разницы большой не будет, а вот с точки зрения юридических рисков, связанных с Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEС), Token Sale предпочтительнее.

Если ваш проект классный, и его поддерживает ваша собственная команда по маркетингу и PR, прекрасно владеющая английским, затраты по статье «PR и реклама» будут невысоки.

Но если такой команды нет и компании придется платить за публикации о себе на специализированных площадках, на привлечение внимания инвесторов к проекту можно выложить примерно до $200 тысяч.

Далее следуют технические затраты. За запуск блокчейна хорошие IT-специалисты возьмут с вас $50-100 тысяч. Более дешевый вариант – запуск смарт-контракта на Ethereum, но это будет стоить примерно $20-25 тысяч.

Если включить сюда услугу проверки смарт-контракта на надежность, то затраты возрастут до $40 тысяч. И это далеко не все. В итоге процесс ICO получается дорогостоящим, а затраты на него необходимо будет окупить.

В условиях жесткой конкуренции за кошельки криптоинвестров, вам придется соревноваться с проектами, которые тратят сейчас на ICO по миллиону долларов и больше.  И это будет непросто. Есть другие, проверенные способы привлечения инвестиций, которые для целого ряда бизнесов окажутся доступнее и дешевле.

Выходить на ICO имеет смысл лишь тем проектам, которые планируют привлечь сумму, измеряемую в миллионах долларов. Но большинство российских компаний сегмента МСБ живут в другой реальности. Они готовы с толком потратить на развитие лишь 5-10 миллионов рублей.

Исходя из таких запросов, проще и дешевле взять кредит в банке или собрать средства на краудфандинговых или краудинвестинговых площадках, чем связываться с ICO. По моим прогнозам, уже в 2018 году стоимость привлечения денег с помощью ICO в среднем по рынку будет доходить до 35% от финальной суммы сбора средств.

 

2. У вас нет времени на подготовку токенов к продаже

Чтобы провести качественный ICO, который будет интересен криптоинвесторам, вам потребуется не менее 3-6 месяцев напряженного труда.

Надо понимать, что отдать процесс на аутсорс не получится, все придется координировать топ-менеджменту компании.

То есть команда одновременно создает продукт, проводит для него ICO и вникает во все детали. И это отнюдь не легкий способ привлекать деньги. От топ-менеджмента потребуется разбираться в деталях ICO без отрыва от основной деятельности.

Тем, кто не готов тратить на этот процесс столько времени, лучше даже не начинать.

3. Токен вашей компании может быть приравнен к ценной бумаге

Мнение о том, что рынок ICO – это никем не регулируемый процесс тоже ошибочно. В реальности уважающие себя компании, не планирующие «кинуть» покупателей своей «монеты», ориентируются на требования регуляторов, в частности, Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEС).

Согласно ее последним разъяснениям, если токен компании является производным на какой-либо актив, а этот актив большинству покупателей не нужен для использования по прямому назначению (например, куб песка, баррель нефти, недвижимость), компания нарушает закон.

Если вы обещаете какую-либо доходность, прибыль, предлагаете инвестировать в свои токены, это тоже нарушение. В этом случае токен становится «акцией» и вам необходимо будет регистрировать свою «монету» как ценную бумагу в США, а это уже сложный и затратный процесс.

В случае если ваш токен купит американец (а контролировать, купит ли он токен или нет вы не можете, кроме процедур KYC, которые настолько снизят вашу конверсию, что сделают сбор средств невозможным), а ICO компании будет признано выпуском ценных бумаг, то у вас возникнут проблемы с SEС, которая передаст дело в ФБР. Как организатор такого ICO вы можете оказаться за решеткой.

4. У вашего проекта нет четкой и понятной перспективы

Если вы планируете выходить на ICO, сначала задайте себе вопрос, зачем это нужно вам и зачем это будет нужно потенциальным покупателям токена. Ответ на него может многое поменять в ваших планах.

Однажды ко мне за консультацией обратилась команда, которая потратила крупную сумму на создание вендинговых автоматов. Целью выхода на ICO для них был возврат средств, уже вложенных в проект.

Зачем это нужно команде, понятно. Но зачем кому-то приобретать такие токены? На рынке полно внятно сформулированных и полезных проектов. Поэтому и предлагать покупателям монету, перспективы которой не ясны, не стоит.

 

Каким проектам имеет смысл выходить на ICO

ICO не надо путать с IPO. Как сказал Виталий Бутерин, основатель платформы Ethereum, выходить на ICO имеет смысл тем компаниям, где применяется блокчейн, а токен является составной частью их бизнеса. То есть в сообществе приветствуются IT-компании, которые имеют опыт в разработке и выводят на рынок новый продукт.

В этом случае токен, как правило, органически встраивается в экономику проекта.

Как пример: можно запустить криптотокен для определенного сообщества, где токены будут удобным платежным средством при трансграничной торговле, но при этом они будут работать в своей экосистеме.

Речь в данном случае может идти о маркетплейсе, платформе, главным расчетным средством на которой станет токен, и рекламной платформе с возможностью делать таргетирование внутри сообщества.

Одновременно с этим токен становится и программой лояльности, потому что, используя токен как платежное средство, пользователь получает не абстрактные баллы лояльности, а токены.

На мой взгляд, создание программы лояльности при помощи токена в целом перспективно для традиционного офлайн-бизнеса.

И здесь даже не идет речь о привлечении с его помощью больших капиталов. Выпустив такую монету, компании могут предоставлять клиентам скидки на продукт, одновременно подогревая интерес к нему покупателей.

Более того, программы лояльности, как мне кажется, станут основной лазейкой, при помощи которой токены традиционного офлайн-бизнеса замостят себе дорогу в мир.


Материалы по теме:

Все о трендах ICO-рынка

Чудная Криптодолина. Как Швейцария стала мировым центром ICO

Сооснователь Lykke Сергей Ивлиев: «Мы провели ICO до того, как это стало хайпом»

Как собрать деньги на ICO: три основные модели

Почему мы решили не выходить на ICO и вам пока не советуем


Самые актуальные новости - в Telegram-канале Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
РИФ+КИБ 2018
18 апреля 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase