Колонки

Привлечь «синих воротничков»: как компаниям правильно работать с линейным персоналом?

Колонки
Виталий Попов
Виталий Попов

Сооснователь платформы «Консоль»

Анастасия Удальцова

Как компаниям работать с линейным персоналом, о каких аспектах нужно знать и каких рисков избегать, рассказывает сооснователь платформы «Консоль» Виталий Попов.

Привлечь «синих воротничков»: как компаниям правильно работать с линейным персоналом?

Дисбаланс рынка

Большое количество линейного персонала осталось сегодня без работы, и многие сотрудники начали искать временную занятость. По данным Минфина, уже примерно 5 млн человек зарегистрировались в качестве самозанятых.

И это вполне закономерный итог — ведь многие сотрудники при сохранении занятости де-юре, фактически простаивают.

Совмещать частичную занятость с полной или сотрудничать сразу с несколькими работодателями удобнее именно в таком налоговом режиме.

В этот тренд вылились сразу несколько факторов, которые можно было наблюдать на рынке в последнее время.

Еще в самом начале пандемии спрос на рабочие специальности пошел в рост.

Но хотя востребованность линейного персонала до сих пор не была удовлетворена в полной мере, закрытие крупных иностранных ритейлеров, производителей и ресторанных сетей — например, IKEA, H&M, OBI — а также дефицит технологий и запрос на создание новых логистических цепочек могут привести ровно к обратному.

Особенно мы заметили спад по складским работникам и курьерам, и тому есть три причины.

Во-первых, сократились поставки и, как следствие, оборачиваемость складов упала на 51% за короткий период.


Читайте по теме:

Командный шторминг: как вовлечь сотрудников в поиск антикризисных решений

Как единый налоговый платеж поможет сэкономить в условиях санкций?


Во-вторых, ушли многие бренды, и теперь нет необходимости в сотрудниках на складах.

Кроме того, в кризис люди переходят к сберегательной модели экономического поведения и меньше заказывают: так, розничные сети отмечают сокращение объема продаж на 14%, магазины бытовой техники и электроники — до 30%, а кинотеатры и вовсе потеряли до половины от показателей прошлого года.

В общем, ушел драйвер роста — и деятельность складов приостановилась, объем работы резко упал.

Если брать ту же доставку, то в феврале у нас был рынок работника, а с марта начался рынок работодателя: хотя те же сервисы доставки продолжают работать с мигрантами, на рынок вышло очень много резидентов РФ.

И если раньше компании буквально вычерпали весь имеющийся объем кадров и думали, как бы привлечь больше мигрантов, то сейчас приток россиян полностью перекрыл онбординг иностранцев и выстраивание связанных с этим процессов.

 

Быстро адаптироваться и получить максимум

Компаниям, которые хотят преуспеть в привлечении линейного персонала, нужно поэтапно изучить все нюансы работы с ними.

 

Внимательно изучить, как законно работать с самозанятыми, иначе можно получить штрафы

Недавно ФНС разработала признаки, по которым они выявляют незаконную работу бизнеса с самозанятыми.

К ним относятся наличие рабочего места, постоянство оплаты, контроль работы со стороны работодателя и нефиксированный объем работ.

 

Определить и регулярно мониторить источники поиска рабочих-фрилансеров

Это могут быть специализированные биржи (например, Skipp, Upwork, Freelance), сервисы для работы с самозанятыми и аутсорсинговые компании.

Важно уметь быстро онбордить исполнителя.

Начни карьеру HR-менеджера с нуля – сравнивай лучшие программы обучения и читай отзывы в каталоге курсов управления персоналом.

 

Изучать все нюансы работы с самозанятыми

В частности, доход таких сотрудников не должен превышать 2,4 млн руб. в год, а переквалификация договора с самозанятым в трудовой договор приведет к доначислению страховых взносов и НДФЛ.

Лучше не проводить выплаты в один день со штатными сотрудниками.

 

Соблюдать ограничения сфер деятельности

Самозанятые не могут заниматься:

  • торговлей подакцизных товаров;
  • перепродажей имущественных прав;
  • добычей или реализацией полезных ископаемых;
  • представлением интересов иных лиц.

 

Избегать сотрудничества с недобросовестным контрагентом

Важно тщательно проверять потенциальных работников — если появились сомнения, лучше отказаться от их услуг.

Ведь исполнитель может находиться в розыске, состоять на учете в ПНД или вести параллельно противоправную деятельность.

Чаще всего проверкой контрагентов в компании занимается отдел безопасности, но можно обратиться за услугой к специальным платформам.

 

Подготовиться к возможным трудовым спорам

По АПК РФ, в юрисдикцию арбитражных судов не входят вопросы деятельности самозанятых граждан.

Поэтому возникающие спорные ситуации не могут быть решены, как с другими контрагентами-предпринимателями. А обращение в суды общей юрисдикции предполагает другие сроки рассмотрения.

 

Чек-лист соответствия новым потребностям рынка

  • Выстраивайте модель найма по аналогии с фирмами, использующими большой объем удаленных исполнителей. 

Крупные сети пытаются выстроить подобную схему найма самостоятельно, не прибегая к помощи агентств по подбору персонала.

Поэтому на первое место среди качеств, способствующих победе в конкурентной борьбе, выйдет умение работать с большим пулом подобных исполнителей.


У нас был запрос от компании, где 30-40% их исполнителей имеют различные задолженности, подлежащие взысканию. Поэтому нужно было обеспечить этим сотрудникам выплаты на карты третьих лиц.

Мы дали им такую возможность — и это абсолютно легально, поскольку ФНС позволяет внешним исполнителям получать выплаты на карты третьих лиц, если это прописано в договоре.

Таким образом, компания получила конкурентное преимущество и смогла на треть увеличить пул исполнителей.


  • Чтобы работать с внештатными исполнителями без рисков, заранее изучите «правила» документооборота и оплат.
  • Работайте с максимально широким пулом исполнителей. 

Важно уметь выстраивать трудовые отношения с самыми разными специалистами — от мигрантов и людей без опыта до тех, кто параллельно выполняет задачи для нескольких работодателей.

Чем меньше обязательных критериев к исполнителю — тем устойчивее ваш бизнес.


Читайте также:

Как обеспечить карьерный рост для удаленщиков: советы компаниям и сотрудникам

Командная работа в разных часовых поясах: как выстроить и поддерживать


  • Выстройте внутри компании систему, с помощью, которой можно будет поставить на поток работу с самозанятыми и ИП. 

Это можно сделать своими силами или прибегнуть к автоматизированным сервисам, представленным на рынке. Внедрять такие решения нужно и в документообороте, и в найме, и прочих задачах.

Если раньше крупные компании подходили с большой опаской к найму внештатных сотрудников и часто делали это с помощью крупных агентств, то теперь они все больше тяготеют к экспериментам по прямым отношениям и работе с внештатными сотрудниками.

Это не говорит о том, что компании избавляются от штатных сотрудников.

Речь больше о том, что они могут дать часть работы пулу внештатников, причем спектр приложения их труда может быть широким: от внештатного отдела маркетинга до курьерско-логистической службы.


Фото на обложке: Shutterstock / Kzenon

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Это наш принцип финансовой устойчивости»: как цифровой бизнес живет и работает в новой реальности
  2. 2 Особенности работы с Китаем: на что обратить внимание, чтобы бизнес-партнерство складывалось благополучно?
  3. 3 Фриланс или офис: что выбрать дизайнеру, чтобы прокачать навыки и не выгореть
  4. 4 Что поможет программисту из России найти заказчиков за рубежом?
  5. 5 Самозанятых уравняли в правах с бизнесом в сфере имущества. Как получить поддержку от государства?