Как компаниям работать с линейным персоналом, о каких аспектах нужно знать и каких рисков избегать, рассказывает сооснователь платформы «Консоль» Виталий Попов.
Дисбаланс рынка
Большое количество линейного персонала осталось сегодня без работы, и многие сотрудники начали искать временную занятость. По данным Минфина, уже примерно 5 млн человек зарегистрировались в качестве самозанятых.
И это вполне закономерный итог — ведь многие сотрудники при сохранении занятости де-юре, фактически простаивают.
Совмещать частичную занятость с полной или сотрудничать сразу с несколькими работодателями удобнее именно в таком налоговом режиме.
В этот тренд вылились сразу несколько факторов, которые можно было наблюдать на рынке в последнее время.
Еще в самом начале пандемии спрос на рабочие специальности пошел в рост.
Но хотя востребованность линейного персонала до сих пор не была удовлетворена в полной мере, закрытие крупных иностранных ритейлеров, производителей и ресторанных сетей — например, IKEA, H&M, OBI — а также дефицит технологий и запрос на создание новых логистических цепочек могут привести ровно к обратному.
Особенно мы заметили спад по складским работникам и курьерам, и тому есть три причины.
Во-первых, сократились поставки и, как следствие, оборачиваемость складов упала на 51% за короткий период.
Читайте по теме:
Командный шторминг: как вовлечь сотрудников в поиск антикризисных решений
Как единый налоговый платеж поможет сэкономить в условиях санкций?
Во-вторых, ушли многие бренды, и теперь нет необходимости в сотрудниках на складах.
Кроме того, в кризис люди переходят к сберегательной модели экономического поведения и меньше заказывают: так, розничные сети отмечают сокращение объема продаж на 14%, магазины бытовой техники и электроники — до 30%, а кинотеатры и вовсе потеряли до половины от показателей прошлого года.
В общем, ушел драйвер роста — и деятельность складов приостановилась, объем работы резко упал.
Если брать ту же доставку, то в феврале у нас был рынок работника, а с марта начался рынок работодателя: хотя те же сервисы доставки продолжают работать с мигрантами, на рынок вышло очень много резидентов РФ.
И если раньше компании буквально вычерпали весь имеющийся объем кадров и думали, как бы привлечь больше мигрантов, то сейчас приток россиян полностью перекрыл онбординг иностранцев и выстраивание связанных с этим процессов.
Быстро адаптироваться и получить максимум
Компаниям, которые хотят преуспеть в привлечении линейного персонала, нужно поэтапно изучить все нюансы работы с ними.
Внимательно изучить, как законно работать с самозанятыми, иначе можно получить штрафы
Недавно ФНС разработала признаки, по которым они выявляют незаконную работу бизнеса с самозанятыми.
К ним относятся наличие рабочего места, постоянство оплаты, контроль работы со стороны работодателя и нефиксированный объем работ.
Определить и регулярно мониторить источники поиска рабочих-фрилансеров
Это могут быть специализированные биржи (например, Skipp, Upwork, Freelance), сервисы для работы с самозанятыми и аутсорсинговые компании.
Важно уметь быстро онбордить исполнителя.
Изучать все нюансы работы с самозанятыми
В частности, доход таких сотрудников не должен превышать 2,4 млн руб. в год, а переквалификация договора с самозанятым в трудовой договор приведет к доначислению страховых взносов и НДФЛ.
Лучше не проводить выплаты в один день со штатными сотрудниками.
Соблюдать ограничения сфер деятельности
Самозанятые не могут заниматься:
- торговлей подакцизных товаров;
- перепродажей имущественных прав;
- добычей или реализацией полезных ископаемых;
- представлением интересов иных лиц.
Избегать сотрудничества с недобросовестным контрагентом
Важно тщательно проверять потенциальных работников — если появились сомнения, лучше отказаться от их услуг.
Ведь исполнитель может находиться в розыске, состоять на учете в ПНД или вести параллельно противоправную деятельность.
Чаще всего проверкой контрагентов в компании занимается отдел безопасности, но можно обратиться за услугой к специальным платформам.
Подготовиться к возможным трудовым спорам
По АПК РФ, в юрисдикцию арбитражных судов не входят вопросы деятельности самозанятых граждан.
Поэтому возникающие спорные ситуации не могут быть решены, как с другими контрагентами-предпринимателями. А обращение в суды общей юрисдикции предполагает другие сроки рассмотрения.
Чек-лист соответствия новым потребностям рынка
- Выстраивайте модель найма по аналогии с фирмами, использующими большой объем удаленных исполнителей.
Крупные сети пытаются выстроить подобную схему найма самостоятельно, не прибегая к помощи агентств по подбору персонала.
Поэтому на первое место среди качеств, способствующих победе в конкурентной борьбе, выйдет умение работать с большим пулом подобных исполнителей.
У нас был запрос от компании, где 30-40% их исполнителей имеют различные задолженности, подлежащие взысканию. Поэтому нужно было обеспечить этим сотрудникам выплаты на карты третьих лиц.
Мы дали им такую возможность — и это абсолютно легально, поскольку ФНС позволяет внешним исполнителям получать выплаты на карты третьих лиц, если это прописано в договоре.
Таким образом, компания получила конкурентное преимущество и смогла на треть увеличить пул исполнителей.
- Чтобы работать с внештатными исполнителями без рисков, заранее изучите «правила» документооборота и оплат.
- Работайте с максимально широким пулом исполнителей.
Важно уметь выстраивать трудовые отношения с самыми разными специалистами — от мигрантов и людей без опыта до тех, кто параллельно выполняет задачи для нескольких работодателей.
Чем меньше обязательных критериев к исполнителю — тем устойчивее ваш бизнес.
Читайте также:
Как обеспечить карьерный рост для удаленщиков: советы компаниям и сотрудникам
Командная работа в разных часовых поясах: как выстроить и поддерживать
- Выстройте внутри компании систему, с помощью, которой можно будет поставить на поток работу с самозанятыми и ИП.
Это можно сделать своими силами или прибегнуть к автоматизированным сервисам, представленным на рынке. Внедрять такие решения нужно и в документообороте, и в найме, и прочих задачах.
Если раньше крупные компании подходили с большой опаской к найму внештатных сотрудников и часто делали это с помощью крупных агентств, то теперь они все больше тяготеют к экспериментам по прямым отношениям и работе с внештатными сотрудниками.
Это не говорит о том, что компании избавляются от штатных сотрудников.
Речь больше о том, что они могут дать часть работы пулу внештатников, причем спектр приложения их труда может быть широким: от внештатного отдела маркетинга до курьерско-логистической службы.
Фото на обложке: Shutterstock / Kzenon
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025